Музыкант Шоин Хагиока бьет по основанию своего кото. Его пальцы танцуют на 13 длинных струнах этого деревянного инструмента. Сидя напротив, студент Токийского университета искусств Лео Конно осторожно присоединяется к учителю, играя на своем собственном инструменте. Конно изучает японскую музыку и поддерживает многовековые традиции национального искусства. Но в красоте звукоизвлечения он серьезно отстает от своего инструктора. И не из-за недостатка таланта или усилий, а из-за отсутствия в его инструменте деталей из слоновой кости...
Слоновая кость в традиционных японских инструментах
Кото представляет собой традиционный струнно-щипковый музыкальный инструмент Японии. Для получения наилучшего звука требуется 13 крепких подвижных мостов (кобылок) из слоновой кости и три тонких плектра из этого же материала, которые напоминают длинные ногти. С помощью кобылок инструмент настраивают, регулируя высоту звука струн.
Сямисэн, трехструнный инструмент, похожий на гитару, также требует слоновой кости для моста и бати - веерообразного плектра. «Каждый, кто искусно играет на кото или сямисэне, использует слоновую кость, - утверждает Хагиока. - Без этого материала будет очень трудно продолжать японские музыкальные традиции».
Борьба с браконьерством
В 1989 году многие страны, в том числе США, члены Европейского сообщества и многие африканские и азиатские государства, проголосовали за запрет международной торговли слоновой костью. И на то есть веские причины. В предшествующее десятилетие популяции слонов по всей Африке сократились вдвое из-за незаконного истребления этих животных.
Браконьеры охотились на слонов в основном из-за их бивней, которые пользовались повышенным спросом именно в Японии. В течение нескольких лет запрет, казалось, работал, но в середине 2000-х браконьерство снова усилилось.
В период с 2007 по 2014 год популяция саванных слонов сократилась на 30 %. Истребление же популяции лесных слонов, чья слоновая кость наиболее ценится в Японии, достигло еще более катастрофических масштабов: этих животных с 2002 до 2013 года стало меньше на 62 %!
Возможна ли замена?
Специалисты работают на новыми материалами, пытаясь создать синтетическую кость, которую можно было бы использовать в кото без ухудшения его звука. Они верят, что это возможно, ведь смогли же заменить натуральную кожу, традиционно используемую в сямисэнах, искусственной. Однако многие музыканты настаивают на том, что слоновая кость обеспечивает превосходное качество звука по сравнению с пластиком, деревом или керамикой, и что медиаторы из этого материала легче использовать во время длительных выступлений. Без слоновой кости, как они утверждают, японская традиционная музыка пострадает.
Тем не менее большинство сходится во мнении, что жить в гармонии с природой и миром важнее. Так, 83-летний музыкант Масатаро Имафуджи, играющий на сямисэне, говорит, что такое отношение к окружающей среде находит отражение в самой традиционной музыке и японской культуре в целом.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание