Японские музыканты боятся остаться без слоновой кости для изготовления старинного инструмента кото

Музыкант Шоин Хагиока бьет по основанию своего кото. Его пальцы танцуют на 13 длинных струнах этого деревянного инструмента. Сидя напротив, студент Токийского университета искусств Лео Конно осторожно присоединяется к учителю, играя на своем собственном инструменте. Конно изучает японскую музыку и поддерживает многовековые традиции национального искусства. Но в красоте звукоизвлечения он серьезно отстает от своего инструктора. И не из-за недостатка таланта или усилий, а из-за отсутствия в его инструменте деталей из слоновой кости...

Слоновая кость в традиционных японских инструментах

Кото представляет собой традиционный струнно-щипковый музыкальный инструмент Японии. Для получения наилучшего звука требуется 13 крепких подвижных мостов (кобылок) из слоновой кости и три тонких плектра из этого же материала, которые напоминают длинные ногти. С помощью кобылок инструмент настраивают, регулируя высоту звука струн.

Сямисэн, трехструнный инструмент, похожий на гитару, также требует слоновой кости для моста и бати - веерообразного плектра. «Каждый, кто искусно играет на кото или сямисэне, использует слоновую кость, - утверждает Хагиока. - Без этого материала будет очень трудно продолжать японские музыкальные традиции».

Борьба с браконьерством

В 1989 году многие страны, в том числе США, члены Европейского сообщества и многие африканские и азиатские государства, проголосовали за запрет международной торговли слоновой костью. И на то есть веские причины. В предшествующее десятилетие популяции слонов по всей Африке сократились вдвое из-за незаконного истребления этих животных.

Браконьеры охотились на слонов в основном из-за их бивней, которые пользовались повышенным спросом именно в Японии. В течение нескольких лет запрет, казалось, работал, но в середине 2000-х браконьерство снова усилилось.

В период с 2007 по 2014 год популяция саванных слонов сократилась на 30 %. Истребление же популяции лесных слонов, чья слоновая кость наиболее ценится в Японии, достигло еще более катастрофических масштабов: этих животных с 2002 до 2013 года стало меньше на 62 %!

Возможна ли замена?

Специалисты работают на новыми материалами, пытаясь создать синтетическую кость, которую можно было бы использовать в кото без ухудшения его звука. Они верят, что это возможно, ведь смогли же заменить натуральную кожу, традиционно используемую в сямисэнах, искусственной. Однако многие музыканты настаивают на том, что слоновая кость обеспечивает превосходное качество звука по сравнению с пластиком, деревом или керамикой, и что медиаторы из этого материала легче использовать во время длительных выступлений. Без слоновой кости, как они утверждают, японская традиционная музыка пострадает.

Тем не менее большинство сходится во мнении, что жить в гармонии с природой и миром важнее. Так, 83-летний музыкант Масатаро Имафуджи, играющий на сямисэне, говорит, что такое отношение к окружающей среде находит отражение в самой традиционной музыке и японской культуре в целом.

Как вы считаете, можно ли найти достойную замену слоновой кости в музыкальных инструментах? Стоит ли сохранение национальных традиций того, чтобы убивать животных, которых и так осталось не очень много?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 7
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.