Ученые: птицы способны узнавать внешний вид растений, на которых живут опасные насекомые

Никто не будет отрицать, что природа очень сложно и интересно устроена: так, многие живые организмы умеют прекрасно адаптироваться к условиям окружающей среды, показывая при этом выдающиеся интеллектуальные способности. К примеру, птицы научились отличать опасные растения от безопасных.

Неожиданные способности птиц

Исследователи взялись за изучение очень любопытного вопроса: выяснилось, что птицы не только в состоянии отличить ядовитое насекомое от съедобного по цвету, но и способны дифференцировать по внешнему виду различные растения, на которых обитают насекомые, которые могут нанести вред.

Существует растение, называемое якобея, с красивыми желтыми цветами, очень характерного внешнего вида. На этом растении (и только на нем) обитает опасное для птиц насекомое - бабочка медведица кровавая. Гусеницы ее очень хорошо выделяются на фоне окружения за счет яркого желто-черного окраса.

Так вот, птицы способны запомнить, как выглядит якобея, чтобы не приближаться к опасным гусеницам. В ходе эволюции птицы смогли понять, что гораздо проще полностью избегать таких растений, вместо того чтобы разглядывать каждую гусеницу. К таким выводам пришел Каллум Маклеллан из Университета Бристоля.

Исследования ученых

Чтобы понять, каким образом птицы принимают решения, ученые создали искусственных гусениц: одни из них были обычной, ничем не примечательной окраски, а другие имитировали желтых гусениц кровавой медведицы.

Эти триггеры были расположены как на якобее, так и на обычной ежевике, которая не является характерным местом обитания. Выяснилось, что птицы игнорируют обычных, "съедобных" гусениц, расположенных на ярких цветах якобеи.

Следующим шагом стало выяснение того, придают ли значение птицы именно цветам якобеи, чтобы намеренно ее игнорировать. Поэтому ученые переместили яркие желтые цветы на куст ежевики и наблюдали за тем, как птицы начнут относится к растению.

В итоге птицы перестали трогать муляжи обычных гусениц на ежевике, но проявляли интерес к гусеницам медведицы на якобее без цветов.

Так ученые смогли сделать вывод, что гусениц защищает от птиц не только их яркий, предупреждающий окрас, но и способность заселять легкоузнаваемые цветы.

А какие интересные факты о поведении птиц известны вам?