Всем бы нам хотелось выигрывать споры. И хорошо, если была бы какая-то такая магическая техника. Но если бы она существовала, то все бы споры заканчивались вничью. Поэтому никакой магии – только терпение и труд. Рассмотрим, что можно делать, когда спорите, а чего лучше не делать.
Что нужно делать?
- Оставайтесь спокойным: эмоции не играют на руку никому. Если вы потеряете терпение, то проиграете спор.
- Используйте факты и доказательства. Нужно собирать доказательства, статистику, факты, цитаты уважаемых или известных людей, которые подкрепляют вашу позицию.
- Задавайте вопросы. Если вы видите, что позиция оппонента шаткая, а его аргументы слабые, то задавайте вопросы, которые бьют точно в цель. Безусловно, мастерство стоит на опыте, а уверенность должна подкрепляться фактами.
- Ловите собеседника на логических ошибках. И этот прием не только хорош перед зрителями, он также выбивает почву из-под ног противника.
- Апеллируйте к высшим ценностям. Каким? Любовь к родине, забота о детях, доброта, красота. Но с точки зрения убедительности этот прием подходит не для каждого спора и не для каждой аудитории.
- Будьте внимательным слушателем. Это обязательное требование, иначе вы не сможете сделать всего того, что было описано выше. Кстати, если вы не можете или не хотите внимательно слушать, то, вероятно, предмет спора для вас не особенно важен, так что о нем можно забыть.
- Будьте готовы согласиться с аргументами оппонента, в которых есть рациональное зерно. Кроме того, нельзя же все отрицать. Человек может быть прав хоть в чем-то. В свою очередь, ваша уступчивость создаст вам репутацию разумного человека.
- Играйте на слабостях позиции оппонента. Если вы обнаружили в его рассуждениях прорехи, укажите вежливо ему на недочеты.
- Ищите компромисс. Помните: переговоры или спор могут закончиться вничью, если компромисс устроит обе стороны.
Чего делать нельзя
- Переходить на личности. Кстати, это особенно очевидно, когда речь идет об интернет-спорах. Вместо того чтобы обсуждать слабость позиции того или иного человека, сразу переходят на личности и говорят, что у собеседника нос какой-то не такой формы, глаза не того цвета и т. д. Тот, кто в споре перешел на личности, автоматически его проиграл. Если атакуют вас, то обратите это себе на пользу и скажите: «Значит, по теме нашей беседы вам сказать нечего?»
- Нельзя отвлекаться от темы. Оппонент может вас специально уводить в сторону, но вы должны сохранять спокойствие и соблюдать выбранный курс. Если он уводит от темы, значит, нервничает, а если нервничает - победа близка.
- Смешивать слабые и сильные аргументы. Если у вас в арсенале три сильных аргумента и два слабых, то забудьте о слабых. Делайте упор на то, в чем вы уверены.
Как обычно люди пытаются выиграть спор?
Используют пустые фразы и клише, за которыми ничего не стоит, кроме эмоций:
- «Напрашивается вопрос».
- «Это не относится к делу».
- «Вы слишком защищаетесь»
- «Не скрещивайте бобра с апельсином»
- «Что у вас за параметры?»
Как видно, эти фразы почти все оценочные, пожалуй, кроме, может быть, первой и последней, но в этих случаях вопросы и уточнения должны бить точно в цель.
Еще немного сомнительных приемов
Давайте посмотрим на список:
- Высмеивают и унижают оппонента. Этот прием эффективен, только если вы ищете дешевой славы у публики, которая наблюдает за состязанием, в действительности так спор не выиграть.
- Провокация. Человек ищет какую-нибудь болевую точку и давит на нее, пока противник не теряет терпение. Это грязный прием, и чистой победы за вами никто не признает, но так можно выиграть спор. Ведь сказано же выше: «Потерял терпение – проиграл».
- Отвлечение. Люди отвлекают оппонента от главной темы, празднуют победу на каких-то других полях и думают, что выиграли основную битву.
- Преувеличение. Порой поступают и так. Берут позицию противника и раздувают ее до космических размеров, думая, что победили в споре, например продажа противозачаточных средств. Преувеличение выглядит так: «А что будет, если все люди будут всегда и везде предохраняться, ведь человечество вымрет!» Очевидно, что о таком повороте никто и никогда не говорил и говорить не будет. Этот прием, опять же, ориентирован на зрителя. Спор так выиграть нельзя.
- Опровергают уверенно. Выбирают один или два аргумента (самых слабых) и уверенно опровергают. У наблюдающих возникает иллюзия победы.
И все-таки об аудитории забывать не стоит
Хороший оратор знает, если он выступает на публике, как победить оппонента и ублажить аудиторию. Здесь важно помнить, что для оппонента вы должны подготовить факты, статистику, цитаты, а с аудиторией можно говорить не только и не столько на языке фактов, сколько на языке эмоций. Толпа управляется прежде всего эмоциями, а не разумом. Поэтому можно использовать юмор и театральные эффекты при обращении к публике, но в общении с соперником вы должны быть безукоризненно логичны и точны.
Вспомните примеры киношных адвокатов: у них есть доказательства для суда и весь набор театральных эффектов – для присяжных.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание