Говорят, что красота в глазах смотрящего, но так ли это на самом деле? Почему одни люди способны видеть хорошее, а другие нет

Красота в глазах смотрящего это выражение, которое относится не только к проблемам физической красоты, но и ко всему, что считается совершенным и желанным. Вкусы у всех разные, как и способность видеть и ощущать прекрасное. Но почему некоторые люди видят мир в ярких красках, а другие постоянно пребывают в тоске, не замечая вокруг ничего красивого? И правдиво ли утверждение, что красота присутствует лишь в глазах и умах тех, кто ее чувствует?

Утверждение о субъективности красоты происходит из глубокой древности

О том, является ли красота субъективной или объективной, люди спорят со времен Древней Греции. Греческие философы, в том числе Сократ, Платон и Аристотель, считали красоту абсолютным проявлением порядка, симметрии и пропорции. Но скептики, эпикурейцы и стоики подталкивали к пониманию того, что красота существует и в симметрии, и в эвритмии, т.е., может быть и объективной, и субъективной.

Их современнику Конфуцию приписывают высказывание: «У всего есть своя красота, но не все ее видят». В 1741 году Бенджамин Франклин предложил: «Красота, как и верховное господство, только поддерживается мнением». В 1757 году британский скептик и эссеист Дэвид Юм писал: «Красота не является качеством самих вещей: она существует только в уме, который их созерцает. Каждый разум воспринимает красоту по-своему».

Кому принадлежит именно это выражение?

В 1878 году Маргарет Вулф Хангерфорд, ирландский писатель-романист, была первой, кто использовал в своем произведении выражение «красота в глазах смотрящего» именно в том смысле, в котором оно существует по сей день. Автор имела в виду, что красота — это субъективный и личный опыт. И каждый видит ее по-своему. Если вообще видит.

Если представить обычный луг, то кто-то увидит на нем цветы, а кто-то заметит лишь вытоптанную траву и кочки. Кто-то просто со светлой грустью вспомнит о прошедших годах, а кто-то забьется в истерике, ведь уже ничего не вернуть. Жизнь, она как детский калейдоскоп, в котором каждый собирает из стеклышек свою уникальную картину.

Почему иногда эта фраза способна заставить замолчать

Эти слова, если произнести их пренебрежительным тоном, могут показаться резкими, антиобщественными или просто грубыми. Выражение стало особенно расхожим в век науки — самой престижной силы, имеющей дело с объективными истинами. Особенно ярко ощущался контраст. Ведь никто не стал бы говорить: «Ну, на самом деле я не так отношусь к температуре кипения воды или природе гравитации».

И хотя всем было понятно, что представления о красоте и уродстве лежат вне системы научных доказательств, выражение употребляли как насмешку над кем-то. Невозможно добиться какого-либо прогресса в получении лучших или худших ответов на вопрос о том, что выглядит хорошо. В противовес к конкретике науки, фраза «красота в глазах смотрящего» на самом деле почти всегда необоснованна. Ее можно трактовать так: «Ну, ты можешь считать как хочешь, твое дело. Но это все равно глупо».

На вкус и цвет…

Все знают продолжение этой поговорки, но никто не верит в нее до глубины души. Мы вполне можем согласиться с тем, что могут быть законные различия во вкусах в пределах разумного спектра. Но на самом деле мы не думаем, что каждый имеет право на свое видение. Если бы красота просто заключалась в глазах смотрящих, то, по-видимому, было бы разумно встать и заявить, что свалка, пахнущая нечистотами, — прекрасное место. Мол, я же так вижу.

То есть, мы на самом деле не верим, что красота находится исключительно в глазах смотрящего. У нас есть фоновые эстетические принципы, даже если мы редко их формулируем, и, соответственно, мы прекрасно осознаем моменты, когда наши вкусы могут противоречить вкусам другого человека. Когда мы используем эту фразу, мы, кажется, пытаемся сказать, что должно быть много места для разумных разногласий по поводу эстетики.

Мы не чувствуем себя комфортно, утверждая превосходство какого-либо одного стиля или подхода над любым другим фактором. Это подразумевает острую чувствительность к конфликтам и боязнь быть грубым или злым по отношению к другим людям. Однако прибегая к этой фразе, мы на самом деле создаем более странную и безрассудную ситуацию: мы, по сути, утверждаем, что нет ничего прекраснее или уродливее, чем что-либо еще.

Имеет ли каждый право на свое видение?

Эта идиома подразумевает, что каждый видит красоту или что угодно еще по-своему. Но правильно ли это? В конце концов, мы бы никогда не сказали, что правда об экономике или справедливости существует только в глазах смотрящих. Мы знаем, что на карту поставлены важные вещи, и со временем мы пришли к пониманию правильного и неправильного подхода к этим темам и готовы обсуждать и защищать наши идеи.

Мы бы никогда не сказали, что «обращение с бедными — это всего лишь предмет, который лучше оставить на усмотрение смотрящих», или «лучший способ воспитать детей — в глазах смотрящих», или «будущее окружающей среды зависит от глаз смотрящих». Мы признаем, что агрессивные и бесплодные споры опасны, но мы уверены, что есть разумные и вежливые способы продвинуться вперед в этих сложных, но жизненно важных дебатах. То же самое должно ощущаться и в отношении красоты.

Что значит эта фраза для каждого из нас сегодня?

Фраза «красота в глазах смотрящего» изначально использовалась как щит, защищающий нас от снобизма. Он отстаивал право простых людей следовать своему энтузиазму в то время, когда высокомерные эксперты держали культурные бразды правления и пытались формировать вкусы с суровым и принижающим авторитетом. Эти эксперты говорили людям, что им нравится, и относились к инакомыслию с пренебрежением.

Фраза «красота в глазах смотрящего» была и остается защитой от нетерпимости. Это означало что-то вроде: «Перестань пытаться заставить меня подчиниться. Мои предпочтения — это мое личное дело. Я могу думать и чувствовать так, как того хочу». Свобода думать и чувствовать так, как нам нравится, теперь стала актуальной для каждого как никогда. Но оптимисты по жизни и пессимисты все равно употребляют эту идиому в разных значениях.

Наша повседневная проблема заключается не в том, что нами будут командовать культурные снобы, а в том, что шансы на привлечение привлекательного искусства и архитектуры будут потеряны из-за культуры, одержимой быстрой прибылью и отказом нанимать креативных профессионалов. Завершение разговора фразой «красота в глазах смотрящего» может значительно усугубить и без того сложную ситуацию. Общество, которое не может разумно, публично и долго говорить о красоте, невольно обрекает себя на уродство.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы пессимист или оптимист?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.