О людях, которые подстраиваются. Как социальная желательность вредит человеку, хоть и кажется многим правильной

Все мы живем в социуме и взаимодействуем с другими людьми. И вполне нормально желание нравиться им, дружить с ними. А самое простое - быть приветливым, милым, положительно настроенным, принимать точку зрения окружающих, не спорить. Ведь негативный настрой может оттолкнуть, настаивание на своей позиции может не понравиться, а спорить - провоцировать другого на агрессию. Зачем все это делать, если и без этого возможно выстраивание приятных, милых отношений?

Социальная желательность

Эффектом социальной желательности называется явление, когда человек подстраивает свое поведение и свои ответы под ожидания группы, к которой относится или желает относиться. Эффекту подвержены люди всех социальных групп и всех возрастов. Одни поддерживают социально одобряемый образ, чтобы избежать конфликтов, другие, чтобы заслужить доверие. К примеру, человек не будет говорить о политике во время семейного обеда и, наоборот, будет о ней рассуждать в обществе определенных людей.

Люди ведут себя подобным образом, чтобы сохранить принадлежность к группе. Это происходит потому, что социальные связи для индивидуума - то же самое, что выживание и защищенность. Но дело не только в этом: сплотиться нас стимулируют в том числе и гормоны.

Гормоны

На то, как мы ведем себя в социуме, влияет окситоцин. Выработка его происходит при взаимодействии с близкими, когда вы обнимаетесь или держите приятного вам человека за руку. Окситоцин - гормон счастья, он действует на систему мотивации и вознаграждения, поощряет нас на доверие и близость. Однако такое действие характерно только по отношению к близким. Незнакомые или не нравящиеся нам люди способны вызвать обратную реакцию - недоверие и попытку избежать контактов.

Как вредит

Уступая собеседнику, вы можете навредить себе. Возможно, эти отношения довольно комфортны, наполнены неплохим взаимодействием, позитивом и приветливостью. Однако общение происходит не с вами, а с выстроенным вами образом, и со временем вы начнете это чувствовать. Например, понимая, что человек не осведомлен о вашей истории, ваших интересах, ценностях и взглядах, или в сотый раз обсуждая неблизкую вам тему, или умалчивая о чем-либо. И что в этом контакте, не приносящим радости, вы прятали себя. А это означает, что в этих отношениях настоящее доверие невозможно. Если вы не ставите перед собой цель стать лучшими друзьями с этим человеком, вам всего лишь нужно комфортно провести время, этот вариант подходит. Если же вам хочется долгосрочных отношений, то нет.

При собеседованиях

Наиболее хорошо эффект социальной желательности проявляется в процессе приема на работу. Большинство соискателей на собеседованиях лгут: одни - в попытке понравиться, другие - поддержать имидж компании. Этикет требует давать приемлемые ответы, те, которые понравятся работодателю. Кандидаты пытаются скрыть ситуации, которые способны повлиять на карьеру, неприятные опыт и факты. Для чего это делается?

  • Защита. Кандидат на рабочее место будет стремиться защитить себя любым способом. Без социальной желательности тут не обойтись.
  • Личная выгода. В целях получения работы кандидаты часто преувеличивают заслуги на предыдущем месте работы, иногда откровенно лгут. Как правило, это выясняется уже на первом этапе беседы.
  • Стыд. К примеру, субъект, который претендует на высокую позицию, не может признаться, что до сих пор не сдал на водительские права.
  • Ради приличия. Предположим, в компании принято заниматься спортом. Кандидат может солгать, что тоже занимается активными видами деятельности.

Знание правды про соискателя - помощь в принятии правильного решения. В настоящее время фактор социальной желательности научились оценивать.

Как отслеживается

Разработана специальная техника анализа голоса, его звучания, которая способна многое рассказать о человеке: тип мышления, особенности психического склада, признаки недостоверности. Речь идет о тех звуковых колебаниях, которые человек не контролирует. За них ответственна древняя, честная лимбическая система. Ее нельзя обмануть, потому что она оставалась неизменной тысячи лет. Технология изучает как раз эти изменения. Специалисту нет надобности познавать тонкости технологии, всю работу выполняет виртуальный помощник.

В основе - тесты, которые касаются таких вопросов, как сговор, пьянство, кражи, критика и лидерство. Насколько много тем в опроснике, зависит от желания работодателя. Вопросы задаются ботом. Отвечать надо развернуто, так же, как на собеседовании. Соискателя предупреждают, что ответы будут записаны, после программа анализирует колебания голоса и предоставляет отчет.

В нем степени риска обозначены зеленым, желтым и красным цветами. В первую очередь специалистов волнуют высокие риски, обозначенные красным цветом. Возможна дополнительная уточняющая беседа.

Если человек на вопрос, лидер ли он, говорит, что везде и всегда был управленцем, но отчет показывает обратное, он лжет. То же самое с вопросами о пагубных привычках: если утверждает, что никогда не употреблял алкоголь на работе, но отчет говорит о противном, он умалчивает правду. Возможны уточнение нюансов или проверка на полиграфе. Информация тестов верна на 96 %, приравнивается к полиграфу. Опытные рекрутеры, чтобы принять решение, опираются на результаты работы системы. От результатов проверки зависит, примут соискателя на работу ли нет.

Следует уточнить: чтобы такое исследование проводилось, человек должен быть в нормальном физическом и психическом состоянии (не под действием психотропных средств или алкоголя), находиться в тихом месте, где шумы не нарушают чистоту записи.

Многие рекрутерские агентства с интересом смотрят на это решение, на практике система применяется все чаще, особенно в тех областях, где знание правды особенно важно.

Как победить

Как же бороться с эффектом социальной желательности?

Общайтесь индивидуально. Чтобы у вас образовалась собственная ”группа поддержки”, поговорите с каждым ее участником. В конфликтной ситуации вы таким образом сможете оказать влияние на мнение всех.

Будьте первым. Станьте лидером: задайте тему разговора, измените его направление. Если первый шаг ваш, в ваших силах спрогнозировать финал беседы.

Делите группы на мелкие. Если разговор идет о рабочих встречах, поделите коллег на мелкие группы, и пусть они пройдут анонимный опрос - это будет способствовать более конструктивным комментариям.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Вы подвержены эффекту социальной желательности?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.