Цветок, заключенный в "ловушку" бирманского янтаря, оказался представителем нового вида и рода растений

Совершенно недавно ученые Госуниверситета Орегона (OSU) провели исследование, с помощью которого обнаружили новый род и вид ископаемых растений, цветок которых находился в бирманском янтаре. Эксперты назвали растение Valviloculus pleristaminis. Более подробно о находке ученых поговорим далее.

Что говорит Джордж Пойнар-младший

«Этот цветок не предназначен для создания праздничных букетов, но он прекрасен. Особенно учитывая то, что растение произрастало в лесу, который существовал 100 млн лет назад, - сказал Джордж Пойнар-младший, почетный профессор Колледжа наук ОГУ. – Несмотря на то, что цветок очень маленький, его детали потрясающе красивы. Наш экземпляр, вероятно, являлся частью кластера в бутоне, где находилось множество идентичных цветов. Мы думаем, что некоторые из них женские».

Описание цветка

Найденный учеными цветок крохотный, около 2 мм в поперечнике, и относится к мужскому полу. Однако он может похвастаться примерно 50 сегментами, расположенными по спирали, где есть вертикальные пыльники, несущие пыльцу.

Ископаемое растение состоит из цветочной чаши яйцевидной формы, внешнего слоя лепестковидных структур (листочков околоцветника) и пыльников, сложенных из двух камер. В этих пыльниках находятся мешочки с пыльцой.

История находки

Наименование цветка отображает его структуру. «Valva – это корень латинского слова valve, которое переводится на русский язык как «клапан», - объясняют авторы исследования. – Loculus означает «отсек», plerus – «много», а staminis указывает на мужскую природу цветка. Растение было заключено в янтарь на бывшем суперконтиненте Пангея.

Геологическая структура, в которой сформировался цветок, известна как блок Западной Бирмы. В конечном итоге она откололась от Гондваны примерно 200-500 миллионов лет назад. Точная дата неизвестна, но текущее открытие может помочь ее определить.

Подробности

Valviloculus pleristaminis принадлежит к семейству покрытосеменных, группе сосудистых растений со стеблями, корнями и листьями. Пойнар говорит, что покрытосеменные растения эволюционировали и диверсифицировались только примерно 100 миллионов лет назад, а это значит, что блок не мог отколоться ранее. Это намного более поздняя дата, чем те, которые рассматриваются в настоящее время, поэтому находка может стимулировать новые усилия - и интерес - к датированию события.

Статья под названием «Необычный ископаемый цветок из янтаря Мьянмы среднего мелового периода» была опубликована в журнале Института ботанических исследований Техаса.

Немного о сверхконтиненте Пангея

Пангея – это суперконтинент, который существовал в конце палеозоя и начале мезозоя и объединял почти всю сушу нашей планеты – Гондвану, Сибирь, Лаврентию, Балтию – примерно 335-175 млн лет назад. Этот континент сформовался в пермском периоде и раскололся в юрском на два материка (Лавразию и Гондвану). Позднее Лавразия разломалась на Гренландию, Евразию и Северную Америку, а из Гондваны образовались Австралия, Африка, Антарктида и Южная Америка, а также субматерики Аравия, Индостан и Мадагаскар.

Некоторые ученые утверждают, что в будущем континенты снова сформуют сверхконтинент под названием Пангея Ультима.

А вы знали о существовании сверхконтинента Пангея?