Пылевой диск вокруг молодого супер-Юпитера может быть местом рождения новых лун

Международная группа астрономов во главе с учеными Лейденского университета обнаружила пылевой диск вокруг большой экзопланеты в 500 световых годах от Земли. По мнение экспертов, из этого диска в будущем могут образоваться спутники планеты.

Планета-гигант

Изученная учеными экзопланета GQ Lupi B является очень крупным космическим объектом. Точную ее массу ученые определить пока не могут. Но астрофизикам известно, что GQ Lupi B по размерам в несколько раз больше Юпитера, возможно, даже в десятки раз.По сути, GQ Lupi B можно отнести к коричневым карликам — то есть космическим объектам, представляющим собой нечто среднее между планетой и звездой. Но точно с классификацией объекта ученые пока не определились. Иногда в названии планеты «В» пишется большая. Это подразумевает то, что GQ Lupi является коричневым карликом. Если же «b» написана маленькая, автор считает, что это планета.

Как нашли диск

Обнаружен спутникообразующий пылевой диск, вращающийся вокруг GQ Lupi B, учеными был через самый большой в мире телескоп, находящийся в Чили. Используя особую камеру, ученые наблюдали исходящий от суперпланеты инфракрасный свет. Такая методика позволила астрофизикам определить, к примеру,то, что диск возле планеты GQ Lupi B имеет гораздо меньшую температуру, чем ее атмосфера. Исследователи предположили, что это может указывать на то, что в центре диска имеется полость. Возможно, пыль была унесена в процессе образования лун.

Растущая планета

Также ученым удалось установить, что планета GQ Lupi B в настоящий момент продолжает расти. Материал, для наращивания массы она берет от пылевого диска, который изучили ученые, а также, возможно, и от своей звезды - GQ Волка.

В будущем ученые надеются, что им удастся изучить пылевой диск планеты GQ Lupi B более подробно. Астрофизики планируют, что в этом им поможет орбитальный супертелескоп Джеймс Уэбб, находящийся сейчас в точке Лагранжа.

Как вы думаете, нужно ли человечеству изучать экзопланеты?