Новая карта Марса выявила таинственные структуры под слоями отложений исчезнувшего океана

Красная планета, вызывающая интерес у ученых и любителей космоса, хранит немало тайн. Недавно с помощью передовых технологий были обнаружены странные структуры под поверхностью Марса. Ученые верят, что они могут стать ключом к разгадке истории планеты и определению потенциала для существования жизни несколько миллиардов лет назад.

Прошлое Марса в представлении ученых

Сейчас Марс – безжизненная планета, покрытая красноватой пылью и камнями. Но когда-то все было иначе. Ученые убеждены, что несколько миллиардов лет назад облик Марса был совершенно другим. Предполагается, что планета обладала плотной атмосферой, которая защищала ее поверхность от губительного космического излучения. В этой атмосфере, возможно, присутствовали парниковые газы, способствующие поддержанию благоприятной температуры. На поверхности Марса могли присутствовать полноводные реки, огромные озера и даже обширные океаны, создающие условия для зарождения и существования жизни.

Однако с течением времени Марс претерпел катастрофические изменения. По одной из гипотез, магнитное поле планеты ослабло, и солнечный ветер начал постепенно «сдувать» атмосферу в космос. Это привело к изменению температуры и испарению воды. Былые реки, озера и океаны оставили после себя огромные высохшие пространства.

Составление гравитационной карты и выявление необычных объектов

Ученые много лет изучают Марс. И делают они это для того, чтобы разобраться в том, каким он был в прошлом и существовали ли на нем хоть какие-то формы жизни, хотя бы одноклеточные микроорганизмы. В 2018 году на Красную планету был отравлен аппарат НАСА InSIGHT. В течение нескольких лет он собирал необходимые данные для изучения коры, мантии и ядра. В 2022 году аппарат завершил свою работу. Переданные на Землю сведения были объединены с результатами наблюдений за отклонениями в орбитах спутников и использованы для создания специальной гравитационной карты Марса. Она позволила выявить загадочные плотные структуры, которые находятся под северными полярными равнинами.

Всего было обнаружено 20 подземных структур, отличающихся по форме. Все объекты покрыты толстым и гладким слоем отложений. Возможно, когда-то эта территория была морским дном. Но как эти объекты могли там оказаться?

Предположения ученых

Выявленные объекты считаются необычными по той причине, что они являются гораздо более плотными, чем их окружение. Ученые пока не могут дать точного ответа на вопрос, откуда взялись эти структуры. Однако есть несколько предположений. Одни специалисты считают, что структуры уплотнились из-за произошедших в далеком прошлом столкновений с астероидами, в то время как другие думают, что обнаруженные объекты образовались в результате активности вулканов на Красной планете.

Вполне возможно, что даже сейчас внутри Марса происходят какие-либо геологические процессы. В теории они могут приводить к появлению новых вулканических образований.

«Соты» под поверхностью Марса

Необычные объекты под поверхностью Красной планеты обнаруживаются не впервые. В 2023 году китайский марсоход «Чжужун» совершил сенсационное открытие: под поверхностью Красной планеты он выявил обширные трещины, поразительно напоминающие пчелиные соты. Эти геологические структуры простираются на глубину около 35 метров, скрываясь под марсианским реголитом. Их происхождение окутано тайной. Однако, по мнению большинства исследователей, «соты» являются свидетелями драматических событий, произошедших на Марсе миллиарды лет назад.

Предположительно образование этих многоугольных структур связано с периодом глобальных климатических изменений, датируемым примерно 3 миллиардами лет. В то время Марс переживал череду циклов таяния и замерзания. Повторяющиеся процессы привели к возникновению характерных трещин, постепенно формируя структуру, которая очень похожа на соты.

Вместе с тем некоторые ученые выдвигают гипотезу о вулканическом происхождении трещин. Многоугольные структуры могли образоваться в результате извержений вулканов, которые были распространены на Марсе в древности. Лава, проникая через трещины в коре планеты, могла создавать подобные геологические формации.

Обнаружение «смайлика» на планете

Совсем недавно было сделано еще одно интересное открытие. Специалисты НАСА обнаружили «смайлик» на поверхности планеты. Ученые считают, что он является нечто большим, чем просто планетарной причудой.

Эмодзиподобный остаток удалось увидеть с помощью инфракрасной камеры. Она позволяет выявлять места, на которых есть соляные отложения. Через инфракрасную камеру они видны в виде полос, светящихся фиолетовым или розовым цветом.

Специалисты заявляют, что «смайлик» может представлять собой остатки древнего водоема. Именно это место является наиболее интересным для изучения, так как оно может быть зоной, пригодной для жизни миллиарды лет назад. По предположениям ученых, соленая вода могла быть убежищем для микробов. Некоторые микроорганизмы могли сохраниться в отложениях, подобных обнаруженному «смайлику».

Всего на данный момент на поверхности Марса выявлено 965 отложений соли. Они занесены в специальный каталог, имеют разные формы, а их размеры варьируются от 300 м до 3 км в ширину.

Продолжение исследований Марса

Ученые будут продолжать исследовать Марс. На данный момент есть несколько целей. Одна из них заключается в определении того, существовала ли когда-либо жизнь на Красной планете. Для этого применяется стратегия «Следуй за водой». Поиск мест, где вода могла бы быть, является приоритетом.

Другая цель исследования заключается в изучении климата Марса, как современного, так и прошлого. Понимание факторов, влияющих на него (сезонные изменения ледяных шапок, перемещение пыли, обмен водяным паром), позволяет воссоздать динамику планеты и понять условия, существовавшие в период возможного зарождения жизни.

Также в число целей входит подготовка к освоению Марса человеком. К сожалению, она не может быть быстро реализована. Это серьезная инженерная задача, для решения которой нужно провести немало исследований, экспериментов и испытаний.

Как вы считаете, стоит ли человеку осваивать Марс?