Закончилась премьера "Обоюдного согласия": что зрителю хотел сказать сериал

“Обоюдное согласие” – свежая режиссерская работа Валерии Гай Германики, вызвавшая большой зрительский интерес. Германика, известная своими остросоциальными темами, показала жизнь простой молодой девушки, которая меняется после группового изнасилования. На протяжении всего сюжета происшествие обрастает новыми деталями, зрители узнают намного больше о скромной учительнице русского языка, а ставшая скандалом новость для маленького городка рождает общественное мнение. Каким получился этот глубокий сериал со сложной драматической историей?

Все та же Германика

Имя режиссера получило широкую известность после выхода фильмов “Все умрут, а я останусь” и “Школа”. В центре каждого ее проекта – отражение настоящей жизни кажущихся на первый взгляд простых людей, без прикрас. Режиссер погружает их в непростые жизненные ситуации, создавая кажущиеся нерешаемыми проблемы. Глядя на “Обоюдное согласие”, время словно уходит на второй план – ты понимаешь, что с момента выхода вышеупомянутых проектов перерыва в десять лет как будто и не было. Германика верна своему стилю, который проявляется даже в таких мелочах, как крупный план героини или ручная камера, на которую снята сцена. Никакой постановки и декораций, сплошной реализм. И главное – освещение деликатной темы, всегда сохраняющей актуальность.

Персонажи: жертвы или преступники

Особенность сюжета сериала заключается в детальном разборе произошедшего. Речь, конечно, не идет о сцене изнасилования, а о том, как глубокое повествование погружает нас в жизнь каждого из персонажей.

Некоторые из них создают колоритный диссонанс. Например, подруга главной героини (Анна Снаткина), которая мечется между двумя правдами – дружбой и фактом того, что ее любимый супруг является одним из подозреваемых. Семья важнее, и она выбирает домашний очаг. Или дотошный следователь (Андрей Козлов) – возможно единственный, кто пытается докопаться до истины. А еще множество второстепенных персонажей в лице знакомых и коллег, кто большей частью обрушивает поток грязи на потерпевшую, и наконец, сами подозреваемые – состоятельные, уважаемые в городе люди, считающие, что через власть и свое положение можно уладить проблему.

Примечательно, что Германика не показывает только драму. Нет, это еще и детективная история. До заключительных эпизодов зрители не понимают, всегда ли героиня была честна, а финальная правда может перевернуть все с ног на голову. В этом и есть особая прелесть стиля повествования.

Проблемы вокруг

Большую часть сюжета занимают две вещи. Во-первых, расследование. Даже опытный следователь в исполнении Козлова сталкивается с “продажностью” своего начальства, но не сдается: ему искренне жалко потерпевшую, да и вообще, работа следователя должна опираться на букву закона, даже если на скамье подсудимых “не простые” люди. Главной героине предлагают и вовсе все забыть и “отмыться в душе”. Детективное расследование держит в напряжении до самого финала, и конечно, образ следователя получился невероятно ярким.

Во-вторых, общественное мнение. Новость об изнасиловании быстро разлетается по городу. Обиднее всего героине за школу, где она работает учительницей. Здесь, словно возвращаясь к ранним проектам, Германика показывает современных учеников во всей красе, с присущей желчью и ехидством, в то время как директор учебного заведения не хочет иметь дело “с той, о которой много говорят”.

Таким образом Анна Николаевна остается одна. Героиня становится заложницей своего образа жертвы, вынужденная переживать ситуацию наедине с собой.

В чем успех сериала

Своим сериалом Германика призывает освещать то, о чем многие предпочли бы умолчать. Вслед за западным движением MeToo, “Обоюдное согласие” фактически стало первым с того времени российским проектом, поднимающим тему изнасилования так рьяно и бойко. Но не только актуальность темы привлекло огромное число зрителей. В сериале мы отчетливо видим выстроенное повествование и историю каждого из персонажей со своими тайнами, которые обязательно выплывут наружу – вероятно, не в самый подходящий момент и не в самом благопристойном виде.

Германика признается, что ей всегда была интересна тема женского становления. Если в “Школе” она подавала “шок-контент” в качестве обнажения истинных лиц школьников, то в “Обоюдном согласии” она принялась за критическое освещение социальных проблем. Ощутимый прогресс во “взрослении” режиссера.

Не для впечатлительных

Зрительские отзывы говорят: сериал подал жесткую тему очень реалистично, поскольку режиссер постаралась найти взаимодействие с аудиторией на понятном языке. А еще включает целый набор того, что точно привлечет внимание: провокации с интригами, токсичные отношения и публичная травля.

О сериале поспешила высказаться Ксения Бородина. Она отметила, что своей социальной остротой “Обоюдное согласие” уводит нас от действительности: “Вся честность здесь в суровой правде жизни, пусть и с налетом аморальности и грязи”, - считает телеведущая.

О чем обычно молчат

В своих впечатлениях от просмотра зрители говорят, что об изнасиловании снято много фильмов, но “Обоюдное согласие” отличается тем, что большое внимание отдано не самому факту происшествия, а его последствиям. Вспомнить хотя бы первую серию, практически полностью посвященную тому, как героиня решалась написать заявление. В этом видится вся неловкость и унижение, как и безразличие первых, кого героиня встречает на своем пути – сотрудника милиции и врачей, изначально не верящих в правду. А еще это безразличие окружающих, проявляющихся в уговорах отказаться от заявления и психологической попытке всячески сломить девушку.

То, что видит зритель, – настоящая реальность, о котором многие не догадываются. Сериал не пестрит жесткими сценами изнасилования, а вместо шокирующих эпизодов мы видим всю рутинность бытия. О чем хотели сказать создатели? О том, что более унизительным становится то, что происходит после самого акта насилия.

Женская месть

В начале съемок исполнительный продюсер сериала Игорь Мишин рассказал о попытке исследовать границу правосудия и мести. Можно ли использовать обвинение в насилии как инструмент манипуляции? Зритель узнает это лишь в финале. И все же, одно обстоятельство бросается в глаза: во втором эпизоде выясняется, что главная героиня встречалась ранее с одним из обвиняемых. Так не может ли это быть местью за неудавшиеся отношения?

По мнению зрителей, вся прелесть сериала в том, что знать наверняка не получается. Пока повествование продвигается от эпизода к эпизоду, открываются новые обстоятельства, ставящие под вопрос честность всех персонажей. И все же, использование мести в сюжете разом бы уничтожило главную идею сериала – показать, насколько тяжело приходится жертвам насилия, и с каким общественным осуждением они вынуждены столкнуться.

Виновата женщина?

Интересно и то, что профессия главной героини выбрана не случайно. Вчерашняя школьница, Анна Николаевна сегодня сама молодая учительница, которая должна оставаться примером для подрастающих подростков. Они же, взрослеющие школьницы, смотрят на нее как на жертву – если она отправилась на вечеринку на яхту, значит, сама хотела именно таких последствий. И кажется, с учетом своего положения учительница так и не сможет объяснить 15-летним девушкам, что они еще не осознают опасность своей красоты для мужской половины. А возможно, даже не попытаются понять.

Не просто так костюмеры одели главную героиню в красное платье. С одной стороны, это подтверждение мнения “сама во всем виновата”, с другой – кричащее, кровоточащее проявление боли. Определенно одно: то, как хрупкая девушка решилась идти до конца, вопреки уговорам “забыть и молчать”, с надеждой восстановить справедливость через все унижения, лишь говорит о том, что согласие обоюдным как раз и не было.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Какие впечатления "Обоюдное согласие" оставило у вас?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.