Дидактика в педагогике - это что?

Дидактика (от греч. «дидактикос» - «обучающий») представляет собой отрасль педагогического знания, изучающую проблемы обучения и образования (основные категории дидактики) в педагогике. Дидактика, педагогика, психология являются смежными дисциплинами, заимствующими друг у друга понятийный аппарат, методы исследования, основные принципы и т.д. Также свою специфику имеют основы дидактики специальной педагогики, направленной на процесс обучения и образования детей, имеющих аномалии развития.

дидактика в педагогике это

Дифференциация понятий

Одним из ключевых в дидактике является понятие обучения и его компоненты – учение и преподавание, а также понятие образования. Основным критерием дифференциации (как определяет дидактика это в педагогике) является соотношение целей и средств. Так, образование представляет собой цель, обучение же является средством достижения данной цели.

В свою очередь, обучение включает в себя такие компоненты, как преподавание и учение. Преподавание представляет собой систематическое руководство педагогом учебной деятельностью учащихся – определение объема и содержания данной деятельности. Учение является процессом усвоения учащимися содержания образования. Оно включает в себя как деятельность педагога (инструктаж, контроль), так и деятельность самих учащихся. При этом процесс учения может проходить как в форме непосредственного контроля со стороны преподавателя (на уроке), так и в форме самообразования.

Основные задачи

В современной дидактике принято выделять следующие задачи:

  • гуманизация процесса обучения,
  • дифференциация и индивидуализация процесса обучения,
  • формирование межпредметной связи между изучаемыми дисциплинами,
  • формирование познавательной активности учащихся,
  • развитие умственных способностей,
  • формирование нравственно-волевых качеств личности.

Таким образом, задачи дидактики в педагогике можно разделить на две основные группы. С одной стороны, это задачи, ориентированные на описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации; с другой – на разработку оптимальной организации данного процесса, новых обучающих систем и технологий.

Принципы дидактики

В педагогике дидактические принципы направлены на определение содержания, организационных форм и методов учебной работы в соответствии с целями и закономерностями процесса воспитания и обучения.

В основе данных принципов используются идеи К. Д. Ушинского, Я. А. Коменского и др. При этом речь идет исключительно о научно обоснованных идеях, на которые опирается дидактика в педагогике. Так, например, Я. А. Коменским было сформулировано так называемое золотое правило дидактики, согласно которому в процессе обучения должны быть задействованы все органы чувств ученика. Впоследствии данная идея становится одной из ключевых, на которую опирается дидактика в педагогике.

дидактика это в педагогике
Основные принципы:

  • научности,
  • прочности,
  • доступности (посильности),
  • сознательности и активности,
  • связи теории с практикой,
  • систематичности и последовательности
  • наглядности.

Принцип научности

Он направлен на формирование у учащихся комплекса научных знаний. Принцип реализуется в процессе анализа учебного материала, его основных идей, которые выделяет дидактика. В педагогике это учебный материал, отвечающий критериям научности, – опора на достоверные факты, наличие конкретных примеров и четкого понятийного аппарата (научные термины).

Принцип прочности

Данный принцип также определяет дидактика в педагогике. Что это такое? С одной стороны, принцип прочности обусловлен задачами учебного заведения, с другой – закономерностями самого процесса обучения. Для опоры на приобретенные знания, умения и навыки (зуны) на всех последующих этапах обучения, а также для их практического применения необходимо их четкое усвоение и длительное удержание в памяти.

Принцип доступности (посильности)

Акцент делается на реальных возможностях учащихся таким образом, чтобы избежать физических и психических перегрузок. При несоблюдении данного принципа в процессе обучения, как правило, происходит снижение мотивации учащихся. Также страдает работоспособность, что приводит к быстрой утомляемости.

дидактика педагогика психология
Другая крайность – чрезмерное упрощение изучаемого материала, что также не способствует эффективности обучения. Со своей стороны, дидактика как отрасль педагогики определяет принцип доступности как путь от простого к сложному, от известного к неизвестному, от частного к общему и т.д.

Методы обучения, согласно классической теории Л. С. Выготского, должны ориентироваться на зону «ближайшего развития», развивать силы и способности ребенка. Иными словами, обучение должно вести за собой развитие ребенка. При этом данный принцип может иметь свою специфику в определенных педагогических подходах. Например, в некоторых системах обучения предлагается начинать не с близкого материала, а с главного, не с отдельных элементов, а с их структуры и т.д.

Принцип сознательности и активности

Принципы дидактики в педагогике направлены не только непосредственно на сам процесс обучения, но также на формирование соответствующего поведения учащихся. Так, принцип сознательности и активности подразумевает целенаправленное активное восприятие учащимися изучаемых явлений, а также их осмысление, творческую переработку и практическое применение. Речь идет прежде всего об активности, направленной на процесс самостоятельного поиска знаний, а не на обычное их запоминание. Для применения данного принципа в процессе обучения широко используются различные методы стимулирования познавательной активности учащихся. Дидактика, педагогика, психология в равной степени должны ориентироваться на личностные ресурсы субъекта обучения, в том числе на его креативные и эвристические способности.

принципы дидактики в педагогике

Согласно концепции Л. Н. Занкова, решающими в процессе обучения является, с одной стороны, осмысление учащимися знаний на понятийном уровне, а с другой – понимание прикладного значения данных знаний. Необходимо овладение определенной технологией усвоения знаний, что, в свою очередь, требует от учеников высокого уровня сознательности и активности.

Принцип связи теории с практикой

В различных философских учениях практика издавна выступала критерием истинности знания и источником познавательной деятельности субъекта. На данный принцип опирается и дидактика. В педагогике это является критерием эффективности полученных знаний учащимися. Чем больше полученные знания находят свое проявление в практической деятельности, тем интенсивнее проявляется сознательность учеников в процессе обучения, тем выше их интерес к данному процессу.

Принцип систематичности и последовательности

Дидактика в педагогике – это прежде всего упор на определенную систематичность передаваемых знаний. Согласно основным научным положениям, субъект может считаться обладателем действенного, настоящего знания только в том случае, когда у него присутствует в сознании четкая картина окружающего внешнего мира в форме системы взаимосвязанных между собой понятий.

дидактика это раздел педагогики изучающий

Формирование системы научных знаний должно проходить в определенной последовательности, заданной логикой учебного материала, а также познавательными возможностями учащихся. При несоблюдении данного принципа скорость процесса обучения значительно замедляется.

Принцип наглядности

Я. А. Коменский писал о том, что процесс обучения должен строиться на личном наблюдении учащихся и их чувственной наглядности. При этом дидактика как раздел педагогики выделяет несколько функций наглядности, варьирующихся в зависимости от специфики определенного этапа обучения: изображение может выступать в качестве объекта изучения, в качестве опоры для осмысления связей между отдельными свойствами предмета (схемы, рисунки) и т.д.

дидактика в педагогике что это такое

Таким образом, в соответствии с уровнем развития абстрактного мышления учащихся выделяют следующие виды наглядности (классификация Т. И. Ильиной):

  • естественная наглядность (направлена на предметы объективной реальности);
  • экспериментальная наглядность (реализуется в процессе экспериментов и опытов);
  • объемная наглядность (использование моделей, макетов, различных фигур и т.д.);
  • изобразительная наглядность (осуществляется при помощи рисунков, картин и фотографий);
  • звуко-изобразительная наглядность (посредством кино- и телематериалов);
  • символическая и графическая наглядность (использование формул, карт, схем и графиков);
  • внутренняя наглядность (создание речевых образов).

Основные дидактические концепции

Понимание сущности процесса обучения является основным моментом, на который направлена дидактика. В педагогике это понимание рассматривается прежде всего с позиции доминирующей цели обучения. Можно выделить несколько ведущих теоретических концепций обучения:

  • Дидактический энциклопедизм (Я. А. Коменский, Дж. Мильтон, И. В. Баседов): в качестве доминирующей цели обучения выступает передача максимального по объему опыта знаний учащимся. Необходимы, с одной стороны, интенсивные образовательные методы, обеспечиваемые педагогом, с другой – наличие активной самостоятельной деятельности самих учащихся.
  • Дидактический формализм (И. Песталоцци, А. Дистерверг, А. Немейер, Э. Шмидт, А. Б. Добровольский): акцент с количества получаемых знаний переносится на развитие способностей и интересов учащихся. Основным тезисом становится древнее высказывание Гераклита: «Многознание уму не научает». Соответственно, необходимо прежде всего сформировать у ученика навык правильно мыслить.
  • Дидактический прагматизм или утилитаризм (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер) - обучение как реконструкция опыта учащихся. Согласно данному подходу овладение социальным опытом должно проходить посредством освоения всех видов деятельности общества. Изучение отдельных предметов заменяется практическими занятиями, направленными на приобщение обучающегося к различным видам деятельности. Ученикам, таким образом, предоставляется полная свобода в выборе дисциплин. Основной недостаток данного подхода – нарушение диалектической взаимосвязи практической и познавательной деятельности.
  • Функциональный материализм (В. Оконь): рассматривается интегральная связь познания с деятельностью. Учебные дисциплины должны ориентироваться на ключевые идеи мировоззренческого значения (классовая борьба в истории, эволюция в биологии, функциональная зависимость в математике и т.д). Основной недостаток концепции: при ограничении учебного материала исключительно ведущими мировоззренческими идеями процесс получения знаний приобретает редуцированный характер.
  • Парадигмальный подход (Г. Шейерль): отказ от историко-логической последовательности в процессе обучения. Материал предлагается представлять фокусно, т.е. акцентировать внимание на определенных типичных фактах. Соответственно, происходит нарушение принципа системности.
  • Кибернетический подход (Е. И. Машбиц, С. И. Архангельский): обучение выступает в качестве процесса обработки и передачи информации, специфику которой определяет дидактика. Это в педагогике позволяет использовать теорию информационных систем.
  • Ассоциативный подход (Дж. Локк): основой обучения считается чувственное познание. Отдельная роль отводится наглядным образам, способствующим такой мыслительной функции учащихся, как обобщение. В качестве основного учебного метода используются упражнения. При этом не учитывается роль творческой деятельности и самостоятельного поиска в процессе получения знаний учащимися.
  • Концепция поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). Обучение должно проходить через определенные, взаимосвязанные между собой этапы: процесс предварительного ознакомления с действием и условиями его выполнения, формирование непосредственно самого действия с развертыванием соответствующих ему операций; процесс формирования действия во внутренней речи, процесс трансформации действий в свернутые мыслительные операции. Данная теория имеет особую эффективность, когда обучение начинается с предметного восприятия (например, у спортсменов, водителей, музыкантов). В остальных случаях теория поэтапного формирования умственных действий может иметь ограниченный характер.
  • Управленческий подход (В. А. Якунин): процесс обучения рассматривается с позиции управления и основных управленческих этапов. Это цель, информационная основа обучения, прогнозирование, принятие соответствующего решения, исполнение данного решения, коммуникационный этап, контроль и оценка результатов, коррекция.
    дидактика как отрасль педагогики

Как уже упоминалось выше, дидактика – это раздел педагогики, изучающий проблемы процесса обучения. В свою очередь, основные дидактические концепции рассматривают процесс обучения с точки зрения доминирующей образовательной цели, а также в соответствии с определенной системой взаимоотношения педагога и учащихся.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.