"Пикник на обочине": анализ и краткое содержание. "Пикник на обочине": авторы

Давайте поговорим об одном из самых известных русских фантастических романов XX века. Особую известность, кстати, он приобрел благодаря фильму «Сталкер» Андрея Тарковского. А позже популярность романа увеличили серии книг и игр, вышедшие уже в начале 2000-х годов и посвященные похождениям сталкеров.

В статье будет изложено краткое содержание. «Пикник на обочине» - именно так называется произведение, которое мы перескажем и проанализируем.

Авторы

Создателями удивительного и притягательного мира романа были советские фантасты братья Стругацкие. «Пикник на обочине», краткое содержание которого будет представлено далее, – фантастический роман, написанный ими в 1972 г. Кроме известности на родине, он получил и широкую огласку за рубежом – этот роман занимает первое место среди произведений Стругацких, по числу переводов на другие языки.

Впервые роман вышел в свет в 1972 г. на станицах журнала «Аврора». Однако выпустить произведение в законченном виде, как целую книгу, писателям в Советском Союзе долгое время не удавалось. Только в 1980 оно было напечатано, и то с большими исправлениями.

Знакомство с Зоной Посещения

"Пикник на обочине", краткое содержание которого мы расскажем в статье, повествует о событих, которые разворачиваются в конце 20 века. Место действия – городок Хармонт, расположенный рядом с Зоной Посещения. Так называются места на Земле, где незадолго до описываемой истории приземлилось несколько кораблей пришельцев. Они пробыли на Земле недолго, но оставили после себя множество непонятных для человека вещей. Всего насчитывается шесть Зон.

Территория, посещенная инопланетянами, была огорожена, а вход на нее разрешен только для сотрудников Международного института внеземных культур. Но существуют те, кто незаконно проникает на территорию Зоны, чтобы добыть различные инопланетные предметы и продать их. Таких людей называют сталкеры.

Ученые предложили несколько гипотез происхождения Зон: внеземной разум поместил на Землю образцы свой культуры; пришельцы поселились на территории Зон, откуда изучают людей; а может быть пришельцы просто остановились передохнуть по дороге к другой цели, как люди останавливаются на пикник, а то, что от них осталось эквивалентно человеческим оберткам от конфет, следов от кострища, консервным банкам, бензиновым пятнам и т. д.

Главный герой

Попробуем вместить объемное произведение в краткое содержание. «Пикник на обочине» описывает жизни Рэдрика Шухарта, бывшего сталкера, ныне сотрудника Института внеземных культур. Он занимает должность лаборанта, помогая русскому ученому Кириллу Панову, который исследует один из видов артефактов Зоны – так называемые пустышки. «Пустышка» - два диска из меди, размером с чайное блюдце, между ними постоянно сохраняет одинаковое расстояние в 40 сантиметров. Сжать их или развести на большее расстояние невозможно.

Зона

У Рэда с Кириллом хорошие отношения, и он предлагает ученому сходить вместе в Зону, чтобы добыть «пустышку», у которой внутри нечто синее. Рэд видел ее во время предыдущих вылазок. Облачившись в спец костюмы, исследователи отправляются в Зону.

Во время исследования Кирилл случайно задевает какую-то серебряную паутинку. Сам ученый этого не замечает, зато Рэд начинает беспокоиться. Однако экспедиция успешно завершилась, и ученые вернулись из Зоны целыми. Правда, через несколько часов ученый умирает из-за сердечного приступа.

Рэд винит себя в смерти коллеги. Он, опытный сталкер, не досмотрел! Он же знал, что в Зоне не может быть мелочей - каждый пустяк может иметь серьезные последствия.

Снова в сталкеры

Мир Зоны – самый популярный из всех, что создали браться Стругацкие. «Пикник на обочине», краткое содержание которого мы рассматриваем, переносит читателя в мрачную, непонятную и смертельно опасную действительность. И жизнь главного героя не отличается радостью и беззаботностью.

Черз несколько лет после смерти Кирилла Рэдрик уходит из Института, возвращаясь к профессии сталкера. У Рэда есть жена Гута, у них дочь – Мария, которую они называют Мартышка. Давно замечено, что дети сталкеров немного отличаются от других людей. Мария не исключение – ее лицо и тело покрыто шерстью. В остальном же она - обычный ребенок.

О новых приключениях Рэда в Зоне лишь поверхностно может рассказать краткое содержание. «Пикник на обочине», автор которого не жалеет красок, описывает вылазку в Зону Рэдрика со Стервятником Барбриджем. Он прославился жестокостью по отношению к другим сталкерам. Однако на этот раз в опасности оказалась жизнь самого Барбриджа – он наступил в «ведьмин студень», и теперь ниже колен его ноги стали подобно резиновым. Стервятник просит ему помочь, взамен обещая помочь Рэду найти Золотой шар.

Золотой шар – мифический артефакт, которому приписывается сила исполнять желания. Барбридж уверяет, что нашел его, и даже артефакт исполнил его желание. Рэдрик не принял его слова всерьез, однако помогает товарищу.

В тот же день Рэд идет с добычей к скупщику артефактов, где его арестовывают и сажают в тюрьму.

Возвращение из тюрьмы

Конечно, все нюансы развернувшихся событий не сможет передать краткое содержание. «Пикник на обочине» - это роман, сюжет которого развивается стремительно. Так, Рэд, досидев свой срок, возвращается домой. Здесь он узнает неприятную новость – его дочь изменилась настолько, что врачи сомневаются в том человек ли она. Кроме изменений во внешности, она перестала понимать человеческую речь.

Рэд решает отправится в Зону на поиски Золотого шара. Однако Стервятник предупредил его, что на пути возможны серьезные испытания. Самое страшное из них - «мясорубка». Для того чтобы пройти через нее нужно будет принести в жертву другого человека. Рэд избирает в жертвы сына Барбриджа Артура. Сталкеры преодолевают все ловушки и спутник Рэда, бросившийся вперед с криком: «Счастье для всех!», гибнет в «мясорубке».

Желание

Вот и подходит к концу роман «Пикник на обочине», краткое содержание которого вы читаете. Рэд смотрит на Золотой шар и понимает, что он, собственно, не знает о чем просить, кроме здоровья дочери. Всю свою жизнь он занимался тем, что ходил в Зону, чтобы прокормить семью. Ничего другого он попросту не умеет. И тогда ему становится ясно, что прав был Артур, столь непохожий на своего отца, и лучшего желания не придумать: «Счастье для всех! Даром!».

Анализ

К сожалению, не может вместить глубину и двойственность всего, что описывают Стругатские, краткий пересказ.

«Пикник на обочине», по мнению критиков, подходит под два определения. Одни считают, что это научно-фантастический роман, другие утверждают – социальная фантастика. Последние приводят такие аргументы - в произведении нет никаких научных описаний работы артефактов Зоны, непонятны происхождения и цели инопланетян и нет никаких научных обоснований существования внеземного разума.

Произведение вместо того изобилует описаниями бытовых сцен, что не передает краткое содержание. «Пикник на обочине» затрагивает в большей мере социальные проблемы, повествуя о нелегкой жизни и судьбе обычного парня в необычной ситуации. Перед читателем раскрывается сложный внутренний мир человека, заплатившего огромную цену, но вот за что? Поэтому конец романа не может считаться однозначным, и каждый его поймет по-своему.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 3
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Любимый роман братьев,но фильм вышел скучным, мне кажется,что поход в Зону можно было бы сделать более интересным. Сейчас, когда есть новые технологии можно сделать фильм более зрелищным. Но и конечно счастье для всех и даром это может только сам Господь Бог. В любом случае читать значительно интереснее, чем смотреть фильм.
Копировать ссылку
2
По мне,так Пикник на обочине наполнен философией,я так долго размышляла, а какое у меня самое заветное желание,вот по-настоящему? Так и не пришла к какому-то выводу.
Копировать ссылку
6
4 раза упомянута в статье фраза «краткий пересказ», отсутствует описание многих линий - отношение в любимой, к отцу, к друзьям, коллегам; в разделе «Анализ» отсутствует анализ как таковой, просто пересказаны идеи, кто из критиков как думает и что жизнь у парня нелегка. Во-первых, у автора нет никаких знаний и представлений о том, как делается анализ художественного произведения, во-вторых, статья в большей мере основана на «кратком пересказе», о чем автор сообщает чуть ли не через абзац. Ужасно!
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.