Шлемы и каски военные: описание, виды и особенности

Еще в древние времена воины пользовались специальными защищающими головы стальными шлемами. Ими укомплектовывались легионеры Юлия Цезаря, скифы, средневековые рыцари в Европе. Свое широкое применение стальной шлем получил и в Киевской Руси, в которой он был представлен большим разнообразием видов.

В наше время защищающие во время сражений головные уборы уже не называют стальным шлемом. Сегодня это название не используется. Современные шлемы известны потребителям как каски. Военные составляют основной процент всех пользователей данного вида головных уборов. Кроме них, касками пользуются шахтеры, строители, полицейские, пожарные и участники экстремальных видов спорта.

каска военная российская

Как появилось понятие “каска”?

Специальный убор, предназначенный для защиты головы воина во время сражения, изначально назывался шлемом. Поскольку он являлся продолжением доспехов и был также изготовлен из железа, то военным командованием он был внесен в стандартный боевой комплект под официальным названием “стальной шлем” и признан эффективным средством индивидуальной защиты бойца.

С появлением различных видов войск и усовершенствованием военного ремесла стали модернизироваться и шлемы. Изделия имели куполообразную форму. Для их изготовления использовалась сталь. Но история знает образцы, изготовленные из фетра и кожи, защитные свойства которых обеспечивались большим количеством прикрепленных к ним металлических элементов. Из-за наличия этих стальных деталей головной убор ассоциировался с железом. Со временем в обиходе появилось более удобное слово “каска”, что на латыни значит «металлический шлем».

Устройство касок

Каски военных лет всегда были предметом для исследований историков и археологов, которые досконально изучили все особенности строения и формы средств индивидуальной защиты солдата, широко используемых не одну тысячу лет. Научные исследования дают основания полагать, что главная часть конструкции защитного шлема много веков оставалась неизменной. Изменения коснулись только формы. Она зависела от развития вооружения и поражающих средств, от которых была обязана защитить.

В качестве материала для изготовления касок использовался металл. Это были тонкие листы бронзы или меди, которые со временем были заменены стальными или железными. Именно каски из железных листов использовались всеми армиями мира до 80-х годов двадцатого века. Позже военные каски и шлемы стали изготавливаться из таких современных материалов, как титан, кевлар, тканевые полимеры, соединение титана с алюминием.

военная каска своими руками

Внутреннее устройство каски представлено специальной кожаной деталью, крепящейся с помощью заклепок по окружности в нижней внутренней части изделия. Эта часть каски получила название “тулейка”. Она ответвляется с помощью прорезей на несколько соединенных шнурком лепестков. Основные функции, которые выполняют тулейка и лепестки:

  • обеспечение сбалансированной посадки каски на голове;
  • предотвращение контакта головы с металлическим листом шлема;
  • смягчение силы ударов осколков и камней по наружной части каски.

Военные современные шлемы более комфортны и безопасны для солдата, поскольку лепестки содержат прикрепленные к ним дополнительные, усиливающие мягкость подушечки из пенопласта или кожи.

Влияние моды

В период со времен легионеров Юлия Цезаря до европейских рыцарей средневековья солдатами активно использовались каски. Военные действия тех лет проводились с большой интенсивностью, и спрос на защищающие головные уборы был особенно велик. Но со временем каски стали выполнять и эстетическую функцию. Появилась мода на красивые головные уборы. Вопрос безопасности отошел на второй план. Шлемы были вытеснены шляпами с перьями, киверами и фуражками с красивыми лакированными козырьками.

Французская каска

Военные действия в Первую мировую войну носили окопный характер. Мишенями стали незащищенные головы солдат. Неосторожное передвижение вдоль окопа грозило серьезным ранением или смертью. Неприкрытая голова была уязвимым местом для стрельбы из винтовки или пулемета, для шрапнели и фугасов. Впервые в эти годы снова вспомнили о высокой эффективности шлемов. К этому времени мода на красивые шляпы и кивера прошла, и на службу опять вернулись каски.

как сделать военную каску

Военные Франции первыми были укомплектованы новыми, более усовершенствованными моделями. Французские изделия содержали три элемента: колпак, юбку и гребень. “Адриана” – такое официальное название получили эти каски. Военные французы с 1915 года укомплектовывались данными защитными изделиями, что существенно снизило потери личного армейского состава. На 13% уменьшилась смертность и на 30% снизилось количество раненых. В годы Первой мировой войны французскими касками пользовались солдаты Англии, России, Италии, Румынии и Португалии.

каски военные

Английский шлем

Военное руководство Англии было не удовлетворено французским шлемом “Адриана”. Было решено создать свой собственный вариант военной каски. Разработчиком такого защитного изделия стал Джон Леопольд Броди, который за основу взял средневековую шляпу Капеллина, широко используемую военными в период с одиннадцатого по шестнадцатый век. Каска получила название “шлем стальной первой модификации” и представляла собой цельноштампованное изделие с широкими полями.

Подобная форма каски была очень удобна для окопных сражений, поскольку поля создавали солдату эффект зонтика, укрывали от падающих сверху осколков. Но данная модель была неудобна, когда нужно было атаковать, так как ее посадка на голове осуществлялась очень высоко и совершенно не защищала височную и затылочную части головы. Но, несмотря на этот недостаток, английский шлем Броди был принят на вооружение армиями Канады, Соединенных Штатов Америки и Австралии.

каска военная советская

Немецкий вариант каски

В отличие от других стран, Германия до 1916 года не тратилась на производство, по мнению ее экспертов, некачественных низкосортных касок. Ее оружейники в Ганновере занимались конструкцией действительно качественной продукции. В 1916 году Германия увидела знаменитый шлем Stahihelm, который впоследствии стал символом немецкого солдата, поскольку использовался в двух мировых войнах.

Немецкий шлем значительно превосходил по удобству и защитным качествам французские и английские модели. Характерной особенностью конструкции в шлеме Stahihelm было наличие в нем стальных рожек в височных областях. Они выполняли несколько функций:

  • обеспечивали прикрытие вентиляционных отверстий в шлеме;
  • осуществляли крепеж специального бронированного щитка, защищающего голову немецкого солдата от прямых попаданий винтовочных и пулеметных пуль.

каски военные современные

Несмотря на отсутствие недостатков в конструкции и форме, немецкий вариант шлема не гарантировал абсолютной безопасности личного состава. Хоть каски и выдерживали прямые пулевые попадания, но не обеспечивали сохранности шейных позвонков солдата. Удары при попадании в шлем имели настолько высокую энергию, что травмировались шейные позвонки. А это, в свою очередь, влекло за собой летальный исход. На улучшение этой ситуации не влиял тот факт, что энергию ударов при прямых попаданиях спокойно выдерживала сама каска.

Военная советская модель

Для производства касок в СССР использовалась легированная броневая сталь. Советская модель получила название СШ-39 и представляла собой изделие весом 1,25 кг. Стенки имели толщину 1,9 мм. Испытания каски были проведены лично С. М. Буденным и дали хороший результат. Советская модель была способна выдержать прямые попадания с дистанции десять метров от револьверной пули “Наган”.

В 1940 году СШ-39 подвергся модернизации. Тулейка укомплектовывалась дополнительными ремнями, сетками и подкладками. СШ-40 - такое официальное название получила усовершенствованная каска. Последующие изменения и новшества производились в 1954 и 1960 годах. Результатом стало появление новых касок СШ-54 и СШ-60, изменения в которых коснулись только тулейки. Сама конструкция с 1939 года оставалась неизменной.

каски военных лет

Усовершенствованная модель СШ

Существенная доработка СШ-39 была произведена в 1968 году. Модернизации подлежала форма, которую имела каска. Военная российская модель теперь обладала увеличенным наклоном лобной стенки купола и укороченными выгнутыми наружу бортами. Для ее изготовления использовался броневой сплав с большей прочностью. Наклон лобной стенки усиливал стойкость каски при осколочных попаданиях.

Подобную конструкцию шлема использует для укомплектования своего личного состава Китай, Северная Корея, Российская Федерация, Индия и Вьетнам.

Одними из самых эффективных военных касок, используемых силовыми структурами России, считаются:

Оба варианта имеют современные тулейки. Несмотря на то что вес у этих касок около двух килограммов, они отвечают первому классу стойкости, поскольку способны выдержать прямые пулевые попадания из пистолета Макарова и осколков, летящих со скоростью 400 м/с, масса которых не превышает одного грамма.

Современный российский шлем

Шлем СТШ-81 “Сфера”, начиная с 1981 года, и по сей день используется внутренними войсками Российской Федерации.

военные каски и шлемы

Для производства его корпуса была взята титановая пластина толщиной 0,3 см. Шлем весит 2,3 кг и применяется только для защиты от механических травм. Отвечает второму классу, поскольку не гарантирует защиты от огнестрельного оружия. Конструкция купола представляет собой три бронированных элемента, которые содержатся в специальных чехлах.

Шлем “Сфера” имеет модификацию “Сфера-П”, в которой была произведена замена титановых бронированных пластин стальными, что существенно повысило вес модели (3,5 кг). Недостатком в конструкции считается отсутствие ее целостности. Возможны черепно-мозговые травмы. Специальные чехлы с бронированными титановыми или стальными элементами быстро изнашиваются. Это приводит к их смещению и понижению защитных качеств шлема.

Как сделать военную каску?

В первую очередь нужно обзавестись необходимыми материалами. Второй шаг - сделать чертеж, по которому будет создаваться военная каска. Своими руками ее изготовить не трудно. Лучше, если каска будет иметь сферическую форму. Это снизит разрушительную энергию при ударе. Поглотить ее или существенно уменьшить поможет также удачно выполненная подкладка.

Основой для каски может быть болванка из дерева или детский мяч, обработанный гипсовыми связующими и эпоксидными смолами с отвердителем. После затвердения гипса каркас считается готовым, и болванку можно убирать.

Одна из задач, которую выполняет каска, заключается в перераспределении удара по всей ее площади. Поэтому материал для внешней оболочки должен иметь высокий показатель прочности и вязкости. Идеально подойдет пенополиуретан. Его предел прочности составляет 5 кг/см2, что делает очень эффективным поглощение им удара. Можно использовать стеклоткань, которую в несколько слоев наклеивают на поверхность каски и промазывают эпоксидной смолой. После затвердения смолы излишки снимаются шпателем, а остатки стеклоткани срезаются ножом.

Внутренняя часть каски должна содержать блоки из пенопласта, что увеличивает защиту при ударах. Они крепятся с помощью клея. Рекомендуется это делать после тщательной подгонки. Важно, чтобы не было во внутренней части шлема пустот, пенопластовые блоки не должны давить на височную область.

Блоки в затылочной и лобной части клеятся в последнюю очередь. Они предотвращают возможное смещение каски от удара. Если в шлеме имеются пустоты, они заполняются кусками ППУ. Перед тем как приступить к оклейке внутренней части, монтируются с помощью винтов и шайб специальные крепежные ремешки.

Последним штрихом будет покраска самодельной каски. Для этого можно использовать аэрозольную нитрокраску или нитроэмаль. Но перед этим поверхность изделия нужно обработать автомобильной нитрогрунтовкой.

как сделать каску своими руками

Недостатками самодельных касок считаются отсутствие теплообмена и слабая звукопроницаемость.

Прежде чем приступить к работе, нужно уяснить, что каска не гарантирует безопасности головы, она только смягчает удар. К тому же существенное значение имеет сила удара. Вырабатываемая при этом энергия составляет приблизительно 25 Дж. Это предел выносливости человека, его превышение грозит потерей сознания и более серьезными последствиями.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
-1
Что хотел найти - этого нет. Всё очень в общих чертах! Главное, не показаны отличия в "наших" красках.
Например:
СШ-36 ("Халхинголка") с гребнем;
СШ-38 - без гребня
СШ-39 — трёхклёпочная;
СШ-40 — шестиклёпочная (с низу по кругу) ;
СШ-68 — "Югославка" - 6 клёпок = 2 с низу по бокам + 4 с верху по квадрату.
И т. д.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.