Авианосец "Мидуэй": основные характеристики, вооружение. Авианосцы США

Авианосцы - величественные корабли, которые олицетворяют боевую мощь государства. Midway – авианосец, который находился в рядах военно-морского флота США на протяжении 47 лет. Судно безотказно служило Америке и принимало участие во вьетнамском конфликте. В 1992 году оно покинуло авианосный флот ВМС США, а через пять лет было преобразовано в корабль-музей. Сегодня мы поближе познакомимся с этим величественным кораблем, его историей, устройством, вооружением и многими другими занимательными фактами.

История создания

О строительстве нового класса кораблей авианосный флот ВМС США задумался в конце 1941 года, после нападения Японии на Перл Харбор. Какое-то время американское правительство и руководство флота не могли прийти к единому мнению касательно нового типа кораблей. Франклин Рузвельт с адмиралом Эрнестом Кингом считали, что нужно строить небольшие авианосцы. Тем временем адмирал Честер Нимиц настаивал на строительстве авианесущих кораблей водоизмещением не менее 45 000 тонн. В конечном итоге Нимиц смог убедить руководство, и в декабре 1942 года Рузвельт утвердил проект о строительстве двух авианосцев водоизмещением немногим более 40 000 тонн.

В октябре 1943 года в окрестностях штата Вирджиния состоялась закладка авианесущего корабля CV-41. Его строительство длилось 17 месяцев. В марте 1945 года прошел торжественный спуск на воду нового авианосца, подающего большие надежды для военно-морского флота США.

Авианосец "Мидуэй"

Предшественники

Прежде чем появился авианосец «Мидуэй», самыми многочисленными и мощными американскими авианосцами были корабли класса «Эссекс». «Мидуэй» получил от них некоторые черты: схему бронирования, а также схемы расположения самолетоподъемников и «острова». Что касается внешних отличий, то главными из них стали огромная дымовая труба и рубка, которой не было у «старших братьев».

Проектирование

Первые эскизы тяжелого авианосца, который однажды должен был прийти на смену «Эссексам», были разработаны еще в 1940 годах. Разработка шла полным ходом, несмотря на то, что до 1942 года перспективы строительства гигантского корабля были весьма туманными. На развитие этого проекта сильно повлияли события Второй мировой войны. Наиболее сильными аргументами в пользу увеличения бронирования судна стали гибель корабля «Глориес» и бой у атолла Мидуэй (отсюда и пошло название авианосца).

Так как по мощности новый корабль значительно превосходил предшественников, для него придумали особую классификацию. Авианосцу присвоили класс CV-B, который просуществовал до 1952 года, пока не появились более современные авианосцы США, повлекшие за собой необходимость в создании новой классификации.

Строительство

Построить авианосец «Мидуэй», размеры которого более чем солидны, в те времена было нелегко даже для такого развитого государства, как Америка. Лучше всего для строительства подходили сухие доки, которых тогда было крайне мало. Но к счастью, на момент подписания чертежей по проекту тяжелого авианосца освободились помещения, на которых не состоялась постройка линейных кораблей «Монтана».

Авианосец с индексом CVB-41 был заказан крупной судостроительной компании Newport News Shipbuilding. Кстати говоря, название «Мидуэй» кораблю присвоили лишь осенью 1944 года. Вместе с ним одноименный класс представляли еще два судна: «Франклин Д. Рузвельт» и авианосец «Корал Си». Герой нашего разговора был полностью готов через 23 месяца после закладки. Авианосец «Мидуэй», длина которого составляет целых 295 метров, стал американским достижением. На тот момент его считали не просто мощнейшей боевой единицей, готовой работать в любых условиях, а настоящим произведением искусства. Пришло время узнать, благодаря чему авианосец «Мидуэй» заслужил столько уважения.

Авианосцы США

Защита

Бронирование авианосца включало в себя броневой пояс и три броневых палубы. Кроме того, было локальное бронирование некоторых помещений. Полетная палуба была защищена 87-миллиметровым слоем брони. Кроме горизонтальной, корабль нес весьма солидную вертикальную защиту. Авианосец оснащался броневым поясом толщиной в 193 мм, что больше никогда не повторялось на кораблях такого класса. Но здесь есть некоторые нюансы. Во время строительства был обнаружен внушительный перевес судна на правую сторону, поэтому 193-миллиметровую броню сохранили только на правом борту. На левом борту ее уменьшили до 178 мм и плавно срезали к нижней части до 76 мм.

Что касается брони выше главного пояса, то здесь достоверных данных нет. По одной версии, была броня толщиной 50 мм, а по другой – только 30-фунтовая обшивка. Пояс замыкался в цитадель посредством траверзных 160-миллиметровых переборок. Рулевая машина защищалась коробчатой броней: по бортам – 193 мм; спереди и сзади – 160мм, сверху – 127 мм, а снизу – 63 мм. Боевая рубка была прикрыта 165-миллиметровой броней по бортам и 87-миллиметровой – сверху. Кабели основных систем управления были заключены в трубы толщиной в 102 мм.

Ходовые характеристики

Силовая установка корабля состояла из четырех турбозубчатых моторов «Вестингауз», которые соединялись с дюжиной котлов «Бэбкок энд Уилкокс». Моторы приводили в действие четыре 5,5-метровых грибных винта со скоростью вращения до 200 оборотов в минуту. 10 тысяч тонн топлива судну хватало приблизительно на 15 тысяч миль. При проектировке планировалось получить меньший расход топлива, однако перегрузка броней внесла свои коррективы. Котлы находились в носовой и кормовой частях авианосца, в водонепроницаемых отсеках. Энергетическая установка занимала в общей сложности 26 отсеков. С одной стороны, это увеличивало ее живучесть, а с другой – усложняло обслуживание. В дальнейшем подобная схема не применялась ввиду затруднительного обслуживания.

Скорость авианосца составляла 33 узла, что на тот момент было просто превосходным показателем даже по сравнению с менее габаритными суднами. Примечательно, что корабль, как и представители класса «Эссекс» хорошо держал набранный темп. Подтверждением тому является 4452-мильное путешествие, которое он совершил со средней скоростью в 32,5 узла.

Вспомогательное оборудование

Главным авиационно-техническим оборудованием судна стали две катапульты, три подъемника и несколько финишеров. Таким же образом оснащались последние (на тот момент, разумеется) версии «Эссексов». Кроме того, авианосец «Мидуэй» оборудовался системами для заправки обслуживания и вооружения самолетов. Катапульты Н-Мк-IV-1 благодаря удлиненной дорожке придавали истребителю скорость в 145 км/ч. На перезарядку катапульты затрачивалось всего 60 с. Что касается авиафинишеров, то они останавливали 13,5-тонный самолет, летящий на скорости порядка 90 миль/час. Два самолетоподъемника размерами 16,5/14 м и грузоподъемностью 12 т располагались на палубе. Бортовой подъемник был уже на четыре метра и поднимал 8 т.

Авианосный флот ВМС США

Электростанция корабля включала в себя 8 турбогенераторов переменного тока мощностью по 1250 кВт каждый. Напряжение силовой сети составляло 440 В. Генераторы устанавливались в водонепроницаемых отсеках, примыкающих к задней части котельного отделения. Кроме того, в паре изолированных отсеков располагались аварийные дизельные генераторы суммарной мощностью 2850 кВт. В результате общая мощность авианосца достигла рекордного показателя – 12 850 кВт. Пара опреснительных установок в полной мере обеспечивала корабль водой для котельных и бытовых нужд.

Обитаемость

Экипаж авианосца включал не только корабельный, но и авиационный штат. По планам 1943 года, численность экипажа должна была составить 3443 человека. Из них 2112 человек (2006 матросов и 106 офицеров) относились к корабельному и 1331 человек – к авиационному штату. Кроме того, предполагались 140 резервных мест на случай, если судно станет флагманом. По проекту корабль был рассчитан даже на большее количество мест, чтобы избежать переполненности. Однако к 1947 году экипаж составлял уже 4100 человек, условия жизни которых оставляли желать лучшего. Впрочем, переполненностью на тот момент страдали все авианосцы США.

Вооружение

Корабль оснастили самыми мощными пушками, когда-либо использующимися на авианесущих суднах. Среди них были 18 орудий 127-го калибра, 21 – 40-го и 28 – 20-го. Авианосцы типа «Мидуэй» значительно отличались от предшественников в плане зенитного вооружения. Вместо 127-миллиметровых орудий с длиной ствола в 38 калибров, новые судна получили 127-мм орудия МК-16. Они разрабатывались для линкора «Монтана», строительство которого так и не состоялось. Орудие устанавливалось в одиночной башенной установке и имело внушительные характеристики. Авианосец «Мидуэй» стал единственным кораблем, который получил пушки МК-16. Позже они были установлены на японских эсминцах «Мурасаме», но это были орудия, снятые с «Мидуэев» в ходе модернизации в 50-х годах.

Для ближней противовоздушной обороны судно оборудовалось четырехствольными «Бофорсами» 40-го и одноствольными «Эрликонами» 20-го калибра. На момент вступления в военно-морские силы США артиллерийское вооружение авианосца составляло 18 одноствольных и 21 четырехствольную установку.

Вооружение авианосца

Авиационная группа

Начиная с 1945 года авианосец нес на себе истребители Chance Vought F4U Corsair. Через два года на борт попали истребители Grumman F8F Bearcat и Grumman F8F Bearcat. В начале 60-х на корабле появились реактивные самолеты Grumman F9F Panther. В 1956 г свою службу на борту авианосца начали такие самолеты: F3H Demon, Vought F-8 Crusader, Douglas A-3 и Douglas A-4 Skyhawk. Последний в 1970 году был заменен на A-7 Corsair II.

В 1965 г. все истребители заменили новыми – McDonnell Douglas F-4 Phantom II. В 1986 году им на смену пришли самолеты F/A-18 Hornet. В начале 70-х на борт поступил бомбардировщик и дозаправщик Grumman A-6 Intruder. На борту авианосца также служил вертолет SH-2 Seasprite, который применяли в основном для обслуживания судна и доставки грузов. Он работал в местах, где не было возможности пришвартоваться к причалу. На сегодняшний день вся авиагруппа является частью экспозиции самолета.

Радары

Радиолокационное оборудование авианосца Midway практически не отличалось от оборудования «Эссекса». Оно включало в себя две радиолокационных станции для обнаружения воздушных целей, две РЛС для обнаружения надводных целей, один радиовысотомер и большое количество станций, управляющих огнем.

Модернизации

Судно неоднократно дорабатывалось. Первая модернизация состоялась уже в 1955 году. Ее целью стало увеличение срока службы авианосца и расширение его возможностей. Конструкция судна получила ряд изменений. Главные из них:

  1. Посадочную полосу развернули на 8 градусов относительно продольной оси авианосца. Благодаря этой небольшой доработке появилась возможность одновременно осуществлять посадку и взлет с борта корабля.
  2. Вместо двух устаревших паровых катапульт судно оснастили тремя более мощными.
  3. Было произведено усиление тормозной системы. При этом количество тормозных кабелей уменьшили.
  4. Лифты палубы переместили, повысив их грузоподъемность.
  5. «Остров» значительно модернизировали и оснастили рядом нового оборудования.
  6. Судно получило новый «штурмовой нос».
  7. Количество артиллерийских орудий уменьшили до 8.
  8. Авиационный кран заменили новым – более мощным.
  9. Объем авиационных топливных баков был увеличен.
  10. В районе ватерлинии демонтировали броневой пояс.

Все это привело к тому, что водоизмещение судна увеличилось до 62 тысяч тонн.

В конце 1966 года состоялась вторая доработка авианосца «Мидуэй», которая стала крупнейшей в истории комплексной модернизацией корабля. Результатами обновления стали:

  1. Перенесенные лифты с повышенной грузоподъемностью.
  2. Уменьшенное количество парных катапульт – до двух.
  3. Усиленная тормозная система.
  4. Увеличенная в два раза площадь полетной палубы.
  5. Модернизация «острова».

Благодаря этим доработкам корабль оставался в строю до 90-х. Бюджет модернизации составил 202 млн долларов.

Авианосец "Мидуэй": характеристики

Служба

В феврале 1946 г. судно стало флагманом первой авианесущей дивизии. В марте этого же года на авианосце тестировали технику и оборудование, предназначенное для суровых холодов. В начале осени с корабля произвели запуск ракеты «Фау-2».

Самым тяжелым испытанием для авианосца «Мидуэй» была операция Frostbite, которая предполагала подготовку техники к службе в условиях Крайнего Севера.

Летом 1951 года корабль работал на испытаниях переноса самолета F9F-5 в Атлантическом океане. В следующем году «Мидуэй» принял участие в маневрах с силами НАТО. В 1954 году судно совершило практически кругосветное плавание, конечной точкой которого был остров Тайвань. Здесь оно, в составе седьмого флота США, послужило базой для самолетов, прикрывавших эвакуацию с острова во время первого тайваньского кризиса.

В марте 1965 года самолеты авианосца нанесли удары по военным объектам Северного и Южного Вьетнама. В общей сложности во время войны во Вьетнаме авиаторы «Мидуэй» сбили восемь самолетов. В 1971 году, после модернизации, судно вновь вернулось во Вьетнам, где его самолеты минировали подходы к местным портам. В конечном итоге за вьетнамские заслуги авианосец получил награду от президента Америки.

В 1975 году корабль принял участие в операции «Прерывистый ветер». 29 апреля Byong-Ly – майор ВВС Южного Вьетнама – эвакуировал семью на самолете Cessna O-1. Направившись в сторону моря, самолет встретил авианосец «Мидуэй». После нескольких попыток судно наладило связь с самолетом. Последний просил о посадке. Чтобы она могла состояться, экипажу пришлось освободить взлетную палубу от самолетов и вертолетов. Некоторые из них даже сбросили в воду. Самолет успешно приземлился на палубу, и капитан лично похвалил пилота за профессионализм и храбрость. Сброшенная в воду техника обошлась ВМС США в 10 млн долларов. Экипаж авианосца был настолько впечатлен поступком вьетнамского майора, что даже помог ему найти работу на просторах Америки.

Авианосец "Мидуэй": длина

В 80-х «Мидуэй» с группой других судов не единожды привлекался к операциям по демонстрации военной озабоченности США по отношению к Северной Корее. В марте 1981 года два вертолета, входящие в состав летной группы авианосца, спасли 17 человек, пострадавших из-за падения гражданского вертолета. Сам вертолет также был поднят на палубу.

В июне 1990 года произошло трагическое событие на борту авианосца. На судне случилось два взрыва, которые привели к пожару, бушевавшему около 10 часов. В результате погибло два члена экипажа, а еще 9 получили ранения. Событие освещали более сотни международных журналистов. СМИ сделали из инцидента большую проблему, считалось, что судно после этого уйдет на пенсию.

В 1989-1991 гг. судно принимало участие в боевых действиях против Ирака, в частности, в проведении операции «Буря в пустыне». В июне 1991 год оно помогало населению Филиппин, пострадавшему от извержения вулкана Пинатубо.

Превращение в музей

В 1992 году судно было выведено в резерв. До 1998 года оно находилось в законсервированном состоянии в городе Бремертоне штата Вашингтон. В сентябре 2003 года авианосец отправился в свое последнее плавание. Конечным пунктом маршрута стал Бродвей-пирс в центре Сан-Диего, где из корабля сделали музей. Открытие состоялось 7 июня 2004 года. За первый год работы музея его посетило более 870 тысяч человек, что вдвое превысило ожидания руководителей проекта.

Авианосец "Мидуэй": размеры

За столь продолжительную службу корабль получил множество наград. Главной из них стал блок благодарности президента. Также были награды за участие во вьетнамских военных действиях, освобождение Кувейта и другие операции. Некоторые награды судну присваивали не единожды.

Заключение

Авианосец «Мидуэй», характеристики которого мы сегодня рассмотрели, стал одним из наиболее выдающихся кораблей военного флота США. Он, с одной стороны, поражает своим величием и символизирует мощь современной военной техники, а с другой – напоминает нам про абсурдность войны. Война – общечеловеческий позор. И было бы гораздо лучше, если бы миллиарды долларов вкладывались не в военное дело, а во что-то более полезное.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.