Функции общения: их влияние на развитие личности

Общение - фундаментальная потребность человека, без которой невозможно полноценное развитие личности. Но мало кто задумывается, какие именно функции общения влияют на становление нашего "я". Давайте разберемся!

Ученики выполняют проект под наблюдением учителя

Понятие и структура общения

Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. В структуру общения входят три основных компонента:

  • Коммуникативный - обмен информацией между участниками общения.
  • Интерактивный - организация взаимодействия между участниками.
  • Перцептивный - процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению.

Именно из структуры общения вытекают его основные функции, которые мы рассмотрим далее.

Основные функции общения

Традиционно выделяют три базовые функции общения:

  • Информационно-коммуникативная - передача и прием информации, обмен мыслями, идеями, чувствами. Это связано с коммуникативным компонентом структуры общения. Реализация этой функции влияет на развитие когнитивной сферы личности.
  • Регуляционно-коммуникативная - регуляция поведения партнера, воздействие на мотивы, цели, намерения и оценки в интересах организации взаимодействия. Связана с интерактивным компонентом общения. Влияет на развитие эмоционально-волевой сферы.
  • Аффективно-коммуникативная (эмотивная) - обмен эмоциональными состояниями, настроениями, переживаниями. Также связана с интерактивным компонентом. Воздействует на эмоциональную сферу личности.

Как видно из определений функций, каждая из них по-своему влияет на отдельные сферы личности.

Мать обнимает дочь

Функции общения в контексте психологии

В психологии наиболее распространена классификация, выделяющая пять основных функций общения

Внутриличностная функция общения рассматривается как универсальный способ мышления человека. Этот процесс не прерывается даже тогда, когда человек остается наедине с собой. Реализация этой функции влияет в первую очередь на развитие самосознания и идентичности личности.

Межличностная функция направлена на оценивание других людей и установление эмоциональных отношений с ними - как позитивных, так и негативных. Эта функция тесно связана с социализацией личности и усвоением социальных норм.

Подтверждающая функция помогает утвердить себя и почувствовать ценность собственного существования через поиск опоры в другом человеке. Реализуя эту функцию, человек подтверждает свою идентичность и самооценку.

Также можно выделить формирующую и прагматическую функции общения. Функции общения психология рассматривает комплексно, учитывая их влияние на все сферы личности.

Далее мы рассмотрим функции общения в конкретной сфере - образовании, и их педагогическую направленность.

Функции общения в педагогическом процессе

В сфере образования также можно выделить несколько функций общения:

  • Обучающая - передача знаний, формирование умений и навыков.
  • Воспитательная - формирование мировоззрения и нравственных качеств личности.
  • Развивающая - развитие способностей и задатков учащихся.
  • Социализирующая - усвоение социальных норм и культурных ценностей.
  • Коррекционная - исправление или ослабление недостатков развития.

Как видно, педагогические функции общения охватывают фактически все аспекты становления личности.

Конкретное влияние функций общения на развитие личности

Давайте теперь более детально разберем, как именно та или иная функция общения воздействует на отдельные сферы личности:

  • Когнитивная сфера. На развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и т.д.) оказывает влияние прежде всего информационно-коммуникативная функция. Через общение человек получает огромные массивы информации, которые впоследствии перерабатываются в знания.
  • Эмоционально-волевая сфера. На чувства, эмоциональные реакции и волевые качества человека воздействуют регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная функции общения. В процессе взаимодействия с другими людьми формируется эмоциональный интеллект, вырабатываются навыки саморегуляции.

Основные виды общения

Существуют различные классификации видов общения. Рассмотрим одну из наиболее распространенных, в соответствии с которой выделяют несколько критериев.

По характеру контакта с собеседником различают общение непосредственное (прямое) и опосредованное (косвенное).

  • Непосредственное общение. Непосредственное (прямое) общение подразумевает, что собеседники находятся в непосредственной близости друг от друга. Они могут использовать как устную речь, так и невербальные средства - мимику, жесты. Такой контакт считается наиболее полноценным, поскольку позволяет получать достоверную информацию о партнере по общению.
  • Опосредованное общение. При опосредованном (косвенном) общении собеседники разделены расстоянием или временем. К такому типу относят переписку, телефонные разговоры, общение через интернет и др. Такой контакт не всегда обеспечивает полноценную обратную связь.

По количеству участников

Здесь выделяют:

  • Межличностное общение - между двумя или небольшим количеством знакомых людей.
  • Массовое общение - многочисленные контакты между незнакомыми людьми (демонстрации, митинги и др.).

По степени равноправия участников

Общение может быть:

  • Диалогическим - на равных правах.
  • Монологическим - один собеседник доминирует.

Уровни общения

Также различают несколько уровней общения:

  • Фатический уровень. Фатическое общение - это примитивный уровень, состоящий из обмена репликами без глубокого смысла, просто для поддержания разговора.
  • Информационный уровень. На этом уровне происходит обмен значимой, интересной для собеседников информацией. Такое общение вызывает разные виды активности личности.
  • Личностный уровень. Личностный уровень предполагает глубокое самораскрытие и познание сущности друг друга. Основан на позитивном отношении к себе и окружающим.

Зависимость развития личности от уровня общения

Разные уровни общения по-разному сказываются на становлении человека. Рассмотрим это подробнее:

  • Влияние фатического общения. Несмотря на примитивность, такая коммуникация тоже играет свою роль, помогая поддерживать социальные контакты.
  • Влияние информационного общения. Информационный уровень общения оказывает более существенное воздействие на личность. Обмен значимыми сведениями способствует интеллектуальному и социальному развитию человека.
  • Влияние личностного общения. Личностный уровень оказывает наибольшее позитивное влияние. Глубокое взаимопонимание, самораскрытие, эмпатия - все это ведет к духовному обогащению обеих сторон.
  • Гендерные и возрастные особенности общения. Процесс и функции общения имеют определенную специфику в зависимости от пола и возраста человека. Рассмотрим некоторые гендерные и возрастные особенности коммуникации.
Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.