Режиссеру Динаре Асановой было всего лишь сорок два, когда ее не стало. Она не успела снять, что хотела. Не успела она вырастить и ее единственного ребенка. Но, несмотря на это, ее кинокартины, очень непростые, и сейчас будоражат умы. До сих пор они вызывают ожесточенные споры. По большому счету, ее фильмы были неким срезом чувств того поколения. Она имела поистине уникальную в те времена внутреннюю независимость. Быть может, поэтому она ушла из своей жизни чересчур рано. Список фильмов Динары Асановой не такой огромный, как ей когда то хотелось, но каждая картина, определенно, достойна внимания. Мы рассмотрим самые значимые ее работы, а также поговорим о том, как сложилась жизнь Динары Асановой.
Военное детство
Динара Асанова появилась на свет в середине осени 1942-го в столице Киргизии. В том же году в дом Асановых пришла похоронка на ее отца. Мама будущего режиссера трудилась ткачихой, и поэтому воспитанием девочки начала заниматься бабушка. Именно от нее маленькая Динара смогла научиться общаться с различными людьми.
Несмотря на то что ее считали тихоней, ей удавалось найти общий язык с ровесниками из дворовой и школьной компании. Она была очень увлекающейся девочкой. Она наравне со всеми играла в футбол, рисовала афиши для местного кинотеатра и даже смогла организовать библиотеку во дворе. Причем новую книгу можно было почитать только после того, как пересказать сюжет предыдущего произведения.
Кроме того, она устраивала т. н. «уроки радости». Она стала организатором «игры в школу». Динара была маленькой «учительницей» и тем самым прививала детям тягу к знаниям.
В стенах ВГИКа
Когда Динара Асанова, биография которой была очень не простой, получила аттестат зрелости, ее мама надеялась, что дочь, как и сама она, начнет трудиться на текстильном предприятии. Но та попыталась найти любую работу на студии «Киргизфильм». Она занималась с реквизитом и даже приняла участие в съемочном процессе кинокартины «Зной». Режиссером фильма была Лариса Шепитько. Также она снялась в ленте под названием «Девушка из Тянь-Шаня».
Руководство киргизской киностудии порекомендовало ее к поступлению во ВГИК. Таким образом, Динара отправилась в столицу. К сожалению, в этом году и в следующем будущий режиссер не смогла попасть в вуз. И только на третий раз она все-таки стала студенткой. Она училась на режиссерском отделении. А ее наставниками были великие М. Ромм и Г. Столпер. На курсе она училась со Станиславом Говорухиным и Сергеем Соловьевым.
Группа была очень сильной и жесткой. Постоянно шла борьба за лидерство. Но от этого Динара специально отстранялась, равно и от шумного студенческого веселья. При этом в ее окружении были любимец 60-х Б. Окуджава и поэтесса Б. Ахмадулина.
Тогда же прозвучал для нее первый и очень тревожный звоночек – произошла остановка сердца. К счастью, подругам по общежитию удалось своевременно вызвать скорую помощь.
Режиссерский дебют
Получив диплом, Асанова отправилась жить в северную столицу. Как режиссер, она дебютировала в 1970-м. По сути, это была дипломная работа. Она выбрала произведение известного российского прозаика Валентина Распутина. Оно называется «Рудольфио». Эта книга рассказывала о сложных взаимоотношениях девочки-подростка и взрослого мужчины. К сожалению, великолепная игра Ю. Визбора и неординарное раскрытие основной темы не спасли кинокартину от опалы. Руководство «Ленфильма» обвинило режиссера в подражании набоковской «Лолите». Кроме того, на целых пять лет ей запретили вообще снимать фильмы.
Несмотря на это, режиссер Динара Асанова считала, что вынужденная пауза стала очень плодотворным и важным периодом ее жизни. В конце концов, именно в эти времена она вышла замуж. Ее избранником был Николай Юдин. Он работал графиком. В 1971-м у четы родился первенец – сын. Его назвали Анваром. Впоследствии для единственного ребенка она начала сочинять сказки и оформляла их в самодельные книжки. К слову, в дальнейшем Анвар неоднократно снимался в лентах мамы.
После молчания
Безработица Асановой закончилась раньше, чем ожидалось. На студии сменилось руководство, и режиссеру разрешили все-таки работать.
В результате в 1974-м фильмография Динары Асановой пополнилась долгожданной лентой «Не болит голова у дятла». В сюжетной канве фильма - взросление обыкновенного мальчика. Он увлечен джазом, который любила сама Динара. Лента абсолютно лишена воспитательной риторики, но зато совершенно неожиданно раскрывает тему одиночества в подростковом возрасте. Главный герой испытывает муки первой любви и пытается обрести себя. По большому счету, эти идеи получили развитие и в очередной работе Асановой. Эта культовая картина называлась «Ключ без права передачи». Фильм вызвал оживленную дискуссию. А немногим позднее он получил престижную премию.
Тяжелые времена
В 1977-м вышла в прокат очередная картина режиссера. По сути, это был государственный заказ, который поддерживал антиалкогольную компанию Советского Союза. В этом мрачном и пессимистичном фильме под названием «Беда» Асанова рассказывала историю нравственной деградации некого Вячеслава Кулагина. Он был подвержен влиянию приятелей – алкоголиков. В результате эта работа была встречена более чем прохладно.
Через два года к Динаре обратился за помощью ее друг Виктор Аристов. Он был сценаристом. Он просил ее, чтобы она показала руководству «Ленфильма» его сценарий «Жена ушла». Изначально она планировала, что работать над картиной будет сам Аристов. Но случилось так, что ей пришлось все-таки снимать этот фильм. Первоначально в картине был задействован Владимир Высоцкий. Однако однокурсник Асановой Станислав Говорухин смог переманить барда и актера в свой фильм. Он назывался «Место встречи изменить нельзя». Тогда Динара была вынуждена утвердить на роль Валерия Приемыхова, с которым ее связали долгие годы совместного творчества и дружбы.
Для Динары наступали поистине тяжелые времена. Ее последние картины, а именно «Никудышная» и «Что бы ты выбрал?», оказались очень неудачными. Из очевидного творческого кризиса ее могло спасти настоящее чудо. И это чудо, в действительности, случилось. Она возобновила творческие отношения с Юрием Клепиковым. Он был сценаристом и работал в свое время над фильмом Асановой. Именно они начали снимать новую ленту. И называлась она «Пацаны».
Фурор
Фильм вышел в прокат в 1983-м. Картина рассказывала о жизни в лагере для трудных подростков. Причем на съемочной площадке были вовлечены в работу сами дети из данного учреждения. Заметим, работа над лентой изменила и самих актеров. Они обрели свою некую внутреннюю свободу. Между прочим, до последнего Асанова старалась следить за их судьбой.
Как бы то ни было, спустя 2 года это произведение получило очередную премию. Правда, сама Динара об этом уже не знала.
В 1984-м она сняла очередной фильм, который назывался «Милый, дорогой, любимый, единственный». Кстати, картина получилась очень камерной. Практически все действие ленты происходило в кабине машины. Разумеется, в ленте звучала джазовая музыка.
В этом же году вышла ее очередная работа – телевизионный спектакль «Дети раздоров». Он продолжил тему взаимоотношений поколений. Ее работа в очередной раз затронула вопрос о разводе в семьях с детьми.
Последняя работа
В 1985-м Асанова готовилась приступить к съемкам нового фильма. Его рабочее название было «Незнакомка». Говорят, она предчувствовала свою кончину. Во всяком случае, она неожиданно смогла раздать все долги. Кроме того, в дальнейшем она собиралась экранизировать книгу Андрея Платонова «Джан». Также Динара Асанова, фильмы которой быстро находили своего зрителя, хотела продолжить работу в оказании помощи трудновоспитуемым детям и детдомовцам. Причем в некой более конкретной форме.
Но в том же году ее не стало. Как и в студенческом общежитии, ее сердце остановилось. Ее нашли в гостинице в своем кресле.
Наследник
Когда Асанова умерла, ее сыну было всего лишь тринадцать. Теперь у него начиналась новая жизнь, без любимой мамы. Сперва сын Динары Асановой отправился к родственникам, а когда повзрослел, вернулся к отцу в северную столицу. Он не нашел себя в профессии и начал жить на окраине Петербурга. Он жил незаметной и тихой жизнью…