Созвездие Эридан: фото, почему так назвали, легенда

Созвездие Эридан находится в южном полушарии. Эта небесная река является далеко не самым маленьким объектом небосклона. Ту или иную ее часть можно наблюдать из каждого уголка России. По своей площади Эридан занимает шестое место среди прочих созвездий. Оно включает в себя множество объектов, интересных для наблюдения и изучения астрономами всего мира.

Краткое описание

По своей протяженности созвездие Эридан уступает лидерство только знаменитой Гидре. Оно занимает почти 1138 квадратных градусов. На этой огромной площади расположилось 187 звезд, которые можно увидеть в небе без использования специального оборудования.

Среди звезд созвездия Эридан встречаются различные по возрасту и размеру объекты. По соседству с ним находятся знаменитый Орион и не менее известные Телец, Кит, Феникс. Латинское название созвездия – Eridanus, а сокращенно – Eri.

созвездие эридан

Наблюдение

Как уже говорилось выше, часть небесного объекта можно запечатлеть из любой точки России и многих соседних государств. Но чем южнее находится наблюдательный пункт, тем больший участок созвездия Эридан на фото отобразится. К сожалению, с территории России невозможно увидеть самую южную и самую яркую звезду Ахернар. Следует отметить, что наилучшим образом созвездие видно в конце осени.

История и легенды

Созвездие Эридан считается древним. Точной информации об авторе открытия этого объекта нет. Впервые оно было описано философом Древней Греции Евдоксом еще в пятом веке до нашей эры. Под своим именем оно упоминается впервые в «Альмагесте». Это каталог звездного неба, составленный астрономом Клавдием Птоломеем в первом столетии нашей эры.

Существует несколько мифов о том, почему созвездие называется Эридан. Все они связаны с Фаэтоном, сыном бога солнца Гелиоса. Реку Эридан по древнегреческим записям можно идентифицировать как реки Нил, По или Ефрат. Миф о Фаэтоне гласит, что он катался на небесной колеснице своего отца, однако не справился с управлением. Когда колесница приблизилась к Земле, начался сильнейший пожар. Тогда бог Зевс, чтобы остановить катастрофу, поразил Фаэтона молнией, и тот упал в реку.

По одной из версий Фаэтон, пораженный громовержцем погиб, упав в реку Эридан. Сын Гелиоса после своей гибели стал звездой на небосводе. А созвездие – это та самая река, которая стала ему последним пристанищем. Согласно другой легенде Фаэтон, потеряв управление колесницей, оставил на небе неизгладимый извилистый след. Именно он и является созвездием Эридан.

созвездие эридан легенда

Звезды Эридана

В созвездии имеются звезды первой величины, семь звезд с планетами, двойные и тройные звезды. Многие из них представляют огромный научный интерес. К примеру, 82 Эридана является звездой возрастом более шести миллиардов лет. Она гораздо древнее Солнца, хотя и уступает ему по массе. В 2011 году на орбите 82 Эридана обнаружили три планеты.

Тэта Эридана – звезда Акамар. Ее название созвучно с тем, как называется звезда альфа в созвездии Эридан. Самая большая звезда объекта – Ахернар. В переводе эти слова означают «конец реки». Дело в том, что с территории Древней Греции невозможно было наблюдать Ахернар, так она расположена южнее. Поэтому греки считали звезду Акамар окончанием небесной реки.

Альфа

Ахернар – самая яркая и самая южная звезда Эридана. Кроме того, она на девятом месте по яркости среди других объектов ночного неба. Особенностью альфы созвездия Эридан является ее форма. Эта звезда очень быстро вращается вокруг своей оси. Благодаря этому она имеет форму сплюснутого сфероида. Ее полярный диметр примерно в два раза меньше экваториального. Также это самая горячая и самая голубая звезда на небе. Она обладает видимой величиной 0,445.

Ахернар – сверхгигант, звезда первой величины. Она значительно больше Солнца, превышая его массу в восемь раз. От Солнечной системы эту звезду отделяет около 140 световых лет. У Ахернара обнаружен спутник, масса его равняется двум солнечным.

сверхпустоте в созвездии эридана

Бетта

Бетта созвездия Эридан имеет два названия. Изначально она называлась Далим. Это слово арабского происхождения, переводится оно как «страус». С тремя другими звездами (лямбдой и пси Эридана и тау Ориона) она образует группу, именуемую страусиным гнездом. Однако позже этот звездный астеризм получил другое название – Скамейка для ног Ориона. Звезда соответственно также получила другое наименование – Курса («подставка для ног» в переводе с арабского).

В противоположность Ахернару бетта является началом небесной реки. Это вторая по яркости звезда Эридана. Ее расстояние до Земли составляет почти 90 световых лет. Курса значительно превосходит Солнце по своим физическим характеристикам. Диаметр ее больше в три раза, масса – в два с половиной.

Гамма

Третьей планетой Эридана является звезда Заурак. Название это арабского происхождения, в переводе оно означает «лодка». Эта звезда имеет звездную величину 2,95 и видна на небе невооруженным глазом. Заурак – красный гигант, то есть он имеет относительно низкую температуру, но высокую светимость (в 220 раз больше солнечной). Звезда находится в 203 световых годах от Солнца и превышает его радиус более чем в 42 раза.

Что такое эпсилон?

Так звучит пятая буква греческого алфавита. Одновременно с этим так называют звезду в созвездии Эридан, похожую по своим характеристикам на Солнце. В старинных документах XIV века можно встретить арабское название Аль-Садира, затем на протяжении долгого времени общепринятого имени у нее не было. Однако в 2015 году Международный астрономический союз официально дал звезде имя Ран (морская великанша в Древнескандинавской мифологии).

почему созвездие называется эридан

Эпсилон Эридана находится от Солнца на небольшом (по космическим меркам) расстоянии – 10,5 световых лет. Особенностью звезды является чрезвычайно быстрое вращение (полный оборот вокруг собственной оси происходит за 11 суток). Кроме того, она обладает сильным магнитным полем. Светимость эпсилона Эридана уступает солнечной на 30%, а масса – меньше на 15%. Установлено, что у звезды небольшой по космическим масштабам возраст – примерно пол миллиарда лет.

В 2008 году благодаря наблюдениям американских астрономов около эпсилона Эридана было обнаружено два пояса астероидов. Они находятся на расстоянии 3 и 20 астрономических единиц от звезды. А через год после этого открытия в системе эпсилона Эридана была найдена планета. Предположительно, она является юпитероподобной, а орбита, по которой она вращается вокруг звезды, сильно вытянута. В 2015 году ей дано имя Эгир (муж и брат Ран в Древнескандинавских мифах).

Голова Ведьмы и Глаз Клеопатры

В созвездии Эридан обнаружено множество интереснейших для изучения объектов. Одним из них является отражательная туманность IC 2118. Ее распространенное название – Голова Ведьмы. Такое имя она получила благодаря своей причудливой форме, в которой отчетливо прослеживается очертание человеческого профиля с крючковатым носом и острым подбородком.

как называется звезда альфа созвездия эридан

Свет яркой звезды Ригель созвездия Ориона отражается от мелкой пыли, из которой состоит туманность. Ее площадь составляет 1,940 квадратных градусов. Ученые предполагают начальные этапы образования звезд в туманности, на что указывает наличие в ней компактных объектов. Голова Ведьмы удалена от нашей системы на 900 световых лет.

Глаз Клеопатры – это неофициальное название планетарной туманности NGC 1535. Это диск бело-голубого цвета с двумя кольцами, в центре которого находится звезда 17 величины. Размеры туманности сравнительно небольшие, поэтому для наблюдения требуется использование мощного оборудования.

Облако Эридана представляет собой группу из 200 галактик. Большинство из них – это спиральные и неправильные, треть галактик группы относятся к линзовидным и эллиптическим.

Кратные звездные системы

В созвездии Эридан встречается множество кратных звездных систем. Самая интересная для наблюдения – Омикрон-2 Эридана. У нее есть и другие названия: Кейд (в переводе с арабского – «ракушка») или 40 Эридана. Эта тройная звезда находится на расстоянии 16,5 световых лет от Солнца.

альфа созвездия эридана

Самый яркий компонент – 40 Эридана А. Эта звезда является оранжевым карликом возрастом 5,6 миллиарда лет. Видимая звездная величина составляет 4,42, то есть ее видно на небе без использования спецоборудования. Вокруг этой звезды вращается пара 40 Эридана ВС. Она находится от главного элемента системы на расстоянии 400 астрономических единиц, делая полный оборот примерно за 8 тысяч лет. 40 Эридана В – белый карлик, масса его в два раза меньше солнечной. 40 Эридана С меньше солнца в пять раз. Этот красный карлик относится к группе вспыхивающих звезд, то есть он способен в несколько раз увеличивать свою светимость.

Огромное ничто

Самым удивительным объектом созвездия справедливо считается сверхпустота, которая является реликтовым холодным пятном. Это огромная часть пространства, лишенная галактик, звезд и вещества. Такие объекты называются войдами (от английского слова «void» – пустота).

созвездие эридан фото

Эта космическая дыра поражает своими размерами. Ее протяженность составляет в диаметре почти миллиард световых лет. Это самый большой войд из всех известных. У сверхпустоты в созвездии Эридана есть еще одна особенность. В ней не обнаружено даже темной материи. Это абсолютная пустота. Ученые до сих пор не в состоянии приоткрыть завесу тайны ее происхождения. По одной из версий данный войд – это место соприкосновения нашей Вселенной с другой.