Синодальный перевод Ветхого завета содержит список Божьих заповедей - их 10. Смертных грехов на два меньше. Вот они: гордость, тщеславие, гнев, уныние, печаль, прелюбодеяние, сребролюбие, чревоугодие. В некоторых случаях понятие печали и уныния объединяют в единое целое, хотя это несколько разные понятия.
Смертные грехи называются так потому, что отсутствие воли и желания бороться с ними приводит к духовной гибели.
Как правило, их список, содержащийся в начале любого молитвослова, начинается с гордости или гордыни, которые порой пытаются различать. Действительно, очень часто употребляются выражения «мы гордимся своей страной» или «гордо реет на мачте флаг отчизны родной…» и т. п. Как и любой грех, гордыня вытекает из свойственных большинству людей чувств, именуемых достоинствами. Есть даже очень выразительное и образное сравнение подобных эмоций с собакой, которая хороша, когда сторожит дом, и становится вредной, если кусает всех подряд или бесчинствует в доме. Смертные грехи связаны между собой. Человек, считающий, что его отчизна прекрасна, и счастливый тем фактом, что живет на родной земле, не должен при этом считать всех иноземцев людьми второго сорта, которыми он имеет право понукать. Иначе он впадет в грех гордыни, а затем и неправедного гнева, то есть злобы. Примером такого отношения к окружающему миру могут служить действия руководства нацистской Германии, посчитавшего себя вправе унижать и истреблять «неполноценные в расовом отношении» народы.
Гордость – родная сестра тщеславия
Другие смертные грехи также отделяются от праведных поступков тонкой гранью. Заложенная самой человеческой природой потребность в питании порой становится гипертрофированным стремлением съесть как можно больше самых изощренных кушаний и перерастает в чревоугодие.
Вполне естественный инстинкт размножения становится поводом к промискуитету (множественным половым связям без чувства, только лишь из похоти).Печаль, испытываемая при потере близких людей, может стать причиной полной утраты интереса к жизни.
Бережливость и экономность иногда трансформируются в скупость, ведь сребролюбие свойственно людям жадным.
Существуют и иные «перекрестные» связи, которыми смертные грехи подпитывают друг друга. К примеру, чревоугодник достаточно быстро начинает испытывать желание в других удовольствиях и становится прелюбодеем. Гордец не терпит возражений и обычно реагирует на любое критическое замечание в свой адрес вспышками гнева. Чрезмерная печаль перерастает в уныние. Сребролюбие зачастую является следствием тщеславия и стремлением доказать окружающим свое превосходство и продемонстрировать богатство и роскошь.
Интересен подход к этой проблеме известного философа и биолога Конрада Лоренца. В своей книге «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» австрийский ученый исследует теософские понятия с рациональной точки зрения, подводя социально-научную базу под мотивацию человеческих поступков и устанавливая параллели с поведением животных. По его мнению, христианские понятия о добре и зле, на первый взгляд абстрактные и отвлеченные, имеют глубокие рациональные корни, содержащие рекомендации, соблюдение которых необходимо для выживания всего человечества.