Понятие нации весьма часто используется в современной политической риторике. С ней пытаются связать собственный образ и свои устремления публичные государственные деятели. Но что же она из себя представляет на самом деле?
Введение дефиниции: нация
Прежде всего, следует отметить, что в современном русском языке существует целый комплекс терминов, сходный с понятием нации: народ, этнос, национальность. Вместе с тем сама нация является образом, имеющим сразу несколько взглядов на свое определение. Существует здесь и некоторая коллизия, связанная с переводами иноязычных терминов. Так, для немцев и народ, и нация – это folk. Два понятия объединены одним термином. А вот в специальной англоязычной литературе различаются понятия people и nation. Первое, кстати, не совсем то же, что народ в нашем понимании. Для русскоязычного человека нация – это некое продолжение народа, его развитие в более высшую категорию. В то время как народ представляет из себя больше правовое и биологическое единство, которое существует с древнейших времен, а понятие нации выражает скорее социально-психологическую общность. Именно осознание совместной исторической судьбы, общих героев и трагических моментов, единства прошлого и будущего превращает народ в нацию. Это уже нечто большее, чем просто набор сходных характеристик вроде культуры и языка (хотя они и являются базисом). Развитие нации, по мнению современных исследователей вопроса, в своей высшей точке предполагает создание государства. Ведь это наиболее эффективный способ выражения общих национальных интересов посредством внешней и внутренней политики.
Рождение нации
В современной историографии вопроса есть несколько течений, по-разному рассматривающих истоки возникновения нации. Однако самые авторитетные исследователи все же относят появление наций в современном их виде к эпохе Нового времени. К тому же это изначально европейское явление. Нация – это детище развития
капиталистических отношений и научно-технической революции. Для крестьянина средних веков не существовало подобной самоидентификации и не было различия между французскими и немецкими феодалами. Да и для последних все крестьяне представлялись единой массой. Один из видных исследователей современности Бенедикт Андерсон создал специальное понятие «воображаемые сообщества». Этим подразумевается, что нация – это плод человеческого воображения по большому счету. Она возникает лишь тогда, когда рушатся традиционные общности (например деревенские общины) и возникают новые, более глобальные социумы. Локальная идентификация больше не подходит, и рабочий Мюнхена, например, вследствие этих процессов начинает ощущать свою общность с клерком Дортмунда, хотя они никогда не виделись. Для нации крайне важны единые символы – фундамент этой солидарности ее представителей. Нередко цвет нации – поэты, писатели, музыканты, историки - является также и создателем этих символов. Именно они формируют образ единства в головах жителей определенной территории.