Форма гос. устройства: какой она бывает

Форма гос. устройства – это разновидность административно-территориального принципа воспроизводства политической власти, организованного таким образом, чтобы достигать максимальной эффективности управления обществом. Последнее, как известно, представляет собой довольно-таки сложно организованную структуру, где воедино сплетены множество индивидуальных, коллективных и классовых интересов. Поэтому, преследуя цель оптимизации структуры управления, государство на своей территории искусственно разделяет пространство на относительно самостоятельные субъекты, в которых воспроизводит идентичные управленческие структуры (государственные институты и их представительства).

Понятие и формы гос. устройства

Форма гос. устройства
Таким образом, речь идет не только об оптимизации принципа территориального обустройства власти, но и о фиксации модели вертикального или горизонтального управления. В демократических государствах основные функции управления распределены между органами местного (коммунального) управления. Государство в этом случае лишь выполняет функции надзора, контроля и стратегического планирования. В авторитарных режимах, наоборот, упор делается на построении «вертикали власти», иерархически клановой управляемости. Поэтому основной политический функционал отдается администрациям, управляемым из центра.

Форма гос. устройства также зависит от укоренившихся практик и особенностей исторического устройства. Принято считать, что в мире существуют три основные формы – унитарная, федеративная и демократическая. Рассмотрим их по порядку.

форма гос. устройства России
Унитарное государство – страна, где регионы не располагают правом на автономию. А потому они не могут проводить собственную внутреннюю и внешнюю политику, а также иметь свои представительства на международной арене. Правда, встречаются и «в целом» унитарные государства, но со своими внутренними автономными образованиями, например Украина и Испания. Нередко подобный дисбаланс между различными территориями провоцирует конфликтные ситуации, особенно если автономия имеет значительный экономический потенциал. Форма гос. устройства в таких странах крайне неустойчива и может изменяться под давлением как внутренних, так и внешних факторов.

Федеративные государства, как правило, образовались на базе отдельных суверенных территорий, схожих ментально, культурно и этнически. Этот тип широко представлен бывшими империями и областями, которые собирались внеправовыми средствами, – ФРГ, США, РФ. В этом случае форма гос. устройства ориентирована как на закрепление национальной целостности, так и на политико-экономическое удержание потенциально конфликтных территорий. Заметим, что здесь присутствует передача части суверенных прав федеральному центру в обмен на гарантии безопасности. Поэтому, несмотря на сложность исторического прошлого, такие страны являются крепко «сшитыми» образованиями, объединенными одной идеей и «планом» развития, цементирующим уникальность нации.

Понятие и формы гос. устройства
Конфедерация – это временное образование суверенных государств для достижения определенных целей. Такая форма гос. устройства – достаточно редкое явление и практически не встречается в современном мире.

Форма гос. устройства России – федерация, в состав которой входят республики, края, автономные области и округа. Такая сложная конструкция обусловлена двумя факторами. Во-первых, особенностью этнического и национального состава российского государства. А во-торых, значительными территориальными площадями, которыми легче управлять, опираясь на относительно малые административные единицы (субъекты).

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.