SWOT-анализ - это что такое, описание, особенности, правила и примеры

Для выполнения поставленных задач и достижения успеха каждый руководитель должен оценивать свою организацию с точки зрения всех сторон, и главное - не закрывать глаза на проблемные места и уделять им должное внимание. Но прежде чем начаться бороться с какими либо проблемами, необходимо выявить их, понять их причину и предположить какие могут быть последствия.

Для этого в менеджменте существует множество методик и способов, однако самым популярным и востребованным является метод SWOT-анализа. Именно о нем и пойдет речь в этой статье. А также ниже можно будет узнать, что такое SWOT-анализ деятельности фирмы, какие существует его сильные и слабые стороны, а также будет представлен наглядным пример этого метода аудита.

Что такое SWOT-анализ?

SWOT-анализ – это разработка известного профессора Кеннету Эндрюсу, который тщательно исследовал вопрос включения в анализ деятельности организации внешние факторы. Этот важный момент позволил намного точнее анализировать работу компаний и наглядно определять причины и последствия всех явлений, происходящих в их внутренней среде. Именно такой анализ дает возможность выбрать основные факторы и направления, которые приведут организацию к успеху.

swot анализ это

Если разбирать название, то SWOT-анализ – это аббревиатура, которая состоит из следующих слов:

  • S –это сильная сторона фирмы (Strength);
  • W – это слабая сторона фирмы (Weakness);
  • О – это возможности фирмы (Opportunities);
  • Т – это проблемы (угрозы), с которыми сталкивается фирма (Threats или Troubles).

Эти четыре составляющие можно назвать фундаментальными принципами построения правильного бизнеса. Важно отметить, что SWOT-анализ – это хорошее отображение всех основополагающих организационных моментов, осознание которых и помогает выстроить правильные и нужные для фирмы задачи и цели.

Цели анализа

Целью проведения SWOT-анализа является детальное изучение процессов, которые имеют место в компании, а также внешних обстоятельств, угроз и других явлений, влияющих на конкретную фирму. Если компания не имеет таких стратегически-важных сведений, то ее можно назвать «слепой», и все ее попытки добиться успеха будут бессмысленными и не аргументированными.

Пользу от проведения такого анализа деятельности тяжело переоценить. Как показывают исследования, особенно полезно проведение исследования деятельности фирмы по методике SWOT для проведения конкурентной «разведки» и определения места фирмы на рынке предоставления товаров или услуг.

Факторы в SWOT-анализе

Стратегический анализ деятельности компании или организации обязательно должен включать изучение следующих факторов:

  • организационные;
  • технические;
  • кадровые;
  • финансовые;
  • маркетинговые.

При учете данных факторов руководитель или главный менеджер фирмы способен определить наилучшую форму собственности организации, использовать в своей работе собственные ресурсы и производственные фонда или же работать с привлечением других фирм. А также SWOT-анализ предприятия позволяет выстроить нужную кадровую политику и методы, способы и принципы позиционирования фирмы на уровне внешней среды.

swot анализ предприятия

Помимо внутренних факторов обязательно нужно учитывать и свойства внешней окружающей социально-экономической среды, так как, к примеру, культурная, демографическая, политическая ситуация может сыграть ключевую роль в построении последующих концепций ведения бизнеса.

Виды анализа

Существуют следующие виды SWOT-анализа предприятия:

  1. Экспресс-анализ. Этот вид предусматривает выявление сильных сторон фирмы, которые являются ключевыми при противостоянии внешним угрозам бизнеса. Помимо этого такой анализ позволяет выявить способы использования различных возможностей находящихся во внешней среде и понять, какие ресурсы следует привлекать для достижения успеха. Преимущество этого метода SWOT-анализа заключается в наглядности и простоте применения полученных данных в дальнейшей практике.
  2. Сводный анализ. Этот вид предусматривает изучение главных показателей (организационных, финансовых, кадровых, технологических), которые определяют деятельность фирмы в конкретный момент. А также благодаря сводному анализу можно сформулировать четкий план дальнейшего развития. Преимущества этого типа исследования деятельности фирмы заключается во всеобъемлющей оценке главных факторов фирмы, и выбрать подходящую стратегию развития и определить ряд мероприятий, которые будут ориентированы на достижение стратегических целей.
  3. Смешанный анализ. Этот вид предусматривает слияние двух предыдущих видов анализа (экспресс и сводного). При таком подходе удается детально изучить как проявившиеся в ходе SWOT-анализа сильные стороны, так и все главные факторы, а после чего получить точные данные о состоянии фирмы и наметить план по достижению стратегических целей.

Стоит отметить, что чаще всего используемся менеджерами при проведении аудита именно экспресс-анализ.

Сильные и слабые стороны организации

SWOT-анализ – это всего лишь методика сбора данных преимуществах и недостатках определенной фирмы, а вот как использовать полученную информацию может определить только те люди, которые проводили сбор сведений и профессиональные управленцы.

Не стоит забывать о том, что слабые и сильные стороны организации, выявленные при SWOT-анализе – это совокупность данных, которые существуют именно на момент проведения исследования. Поэтому крайне важно предпринимать какие-либо меры по усовершенствованию деятельности фирмы без отлагательств.

swot анализ пример

Если говорить именно о слабых сторонах фирмы и тех возможностях, которые находятся в ведении руководства, то следует понимать, что выявленные в ходе исследования данные оказывают большое влияние на будущую деятельность фирмы. Однако очень важно принимать правильные решения и отталкиваться от актуальных сведений и стараться организовать работу компании таким образом, чтобы она соответствовала действительности и была сопоставима с внешней средой.

Так, к примеру, в ходе SWOT-анализа организации было установлено, что она, ведет свой бизнес в сфере предоставления развлекательных услуг, находится на территории государства, где количество платежеспособного населения значительно увеличивается. В этом случае руководству организации есть смысл вкладывать денежные ресурсы в свое развитие, с целью их дальнейшего приумножения.

Формулирование целей на основании анализа

Исходя из выводов SWOT-анализа компании, необходимо сформулировать ряд задач и целей и отобразить их в плане (дорожной карте). Следует помнить, что данные цели – это тот уровень развития, к которому организация стремится на сегодняшний день и путь его достижения начинается с самого главного – осознанием текущего состояния дел.

Применение сведений, полученных в ходе анализа

Как уже было отмечено ранее, целью проведения такого анализа является выработка правильных стратегических целей, для того чтобы компания могла достигнуть успеха. После получения важной информации необходимо приступить к выработке стратегии и составлению плана ее реализации.

swot анализ организации

Обязательно должны быть учтены сильные сторона фирмы – это поможет сделать упор именно на качество и количество предоставляемых услуг или произведение товаров. Учет слабых сторон – это возможность выявить те моменты, которые тормозят движение фирмы к успеху, а вот осознанное отрицание этого момента может поставить под сомнение всю последующую деятельность.

Преимущества и недостатки анализа

Любой метод исследований деятельности предприятия имеет сильные и слабые стороны. SWOT-анализ весьма универсальный тип оценки фирмы, который имеет следующие преимущества:

  • способствует выявлению проблем в фирме и потенциальных возможностей для улучшения работы;
  • легкость в составлении анализа и эффективном использовании полученных данных;
  • возможность четко определить взаимосвязь между возможностями фирмы и возникающими проблемами;
  • при проведении этого анализа нет необходимости собирать обширные сведения, важно лишь учесть главные факторы производства;
  • возможность определить четкие перспективы дальнейшего развития фирмы;
  • анализ способствует выявлению четкой картины рентабельности компании;
  • возможность выявить конкурентные преимущества предприятия и укрепить их;
  • способность выявления дополнительных ресурсов и внутреннего потенциала фирмы;
  • анализ позволяет предотвращать и выявлять имеющиеся проблемы (угрозы) и вовремя их ликвидировать;
  • анализ дает возможность объективно оценить ситуацию во внешней среде и подстроить действия фирмы под них;
  • при формировании плана действия на основании анализа можно создать логическую схему, в которой будут правильно сформулированы сведения и взаимодействии сильных и слабых сторон компании.

Однако, несмотря на множественные преимущества, важно не забывать и о следующих недостатках SWOT-анализа, а именно:

  • отсутствие временной динамики (анализ не предупреждает о появлении новых угроз и различных факторов);
  • отсутствие в анализе количественных показателей, из-за чего его нельзя назвать достаточно информативным.

Исходя из этого, можно делать вывод, что SWOT-анализ уместен тогда, когда необходимо в короткие сроки составить объективную картину реальности для постановки или корректировки целей и задач. А также это исследование имеет место тогда, когда фирма реализует какой-либо стратегический план, движется к определенным целям и именно такой анализ может быстро выявить, насколько эффективна реализация поставленной программы.

Как провести анализ?

Перед тем, как изучить пример SWOT-анализа, важно ознакомиться с инструкцией по его составлению. Условно процесс проведения аналитической деятельности по методике SWOT можно поделить на пять основных этапов, на которых собирается информация и заносится в стандартизированную форму отчетности (balanced scorecard).

проведение swot анализа

Первый этап заключается в подготовке к анализу. Необходимо проанализировать текущие дела на рынке, выяснить соответствуют характеристики товара или предоставляемой услуги спросу на сегодняшний день. Особенно важно уделить внимание мнению потребителей о фирме ее производных. Далее необходимо провести конкурентный анализ, выяснить насколько хорошо обстоят дела у основных конкурентов. В этот момент важно помнить, что выявить недостатки и преимущества организации особенно легко при сравнении с конкурирующими предприятиями.

Далее важно четко определить внутренние факторы, которые потенциально могут влиять на конкурентоспособность, это могут быть профессионализм кадров, состояние оборудования, недостаток ресурсов и т. д. То есть, таким образом, сформируется четкая картина, где будут видно, готова ли фирма на сегодняшний день вступать в борьбу за потребителей и на что руководству следует обратить особе внимание для устранения недочетов. А также на этом этапе изучаются такие показатели, как свойства продукции, ее узнаваемость на рынке, лояльность потребителей, цена, ассортимент, технологическая оснащенность и наличие патентов, дистрибуция, а также позиционирование продукции и проводимые рекламные компании.

Второй этап предусматривает изучение факторов внешней среды и возможные угрозы. На этом этапе анализа можно получить такие сведения о возможностях расширения компании и завоевания новой целевой группы потребителей, увеличения ассортимента, развития новых технологий позволяющих снизить затраты на выпуск продукции. В момент оценки потенциальных угроз важно учитывать такие факторы, как возможность смены образа жизни потребителей (повышение или снижение заработных плат, культурные изменения в сознании группы людей и т. д.), что может привести к отказу от продукции, появление новых конкурентов, экономический спад, демографические изменения.

Третий этап – это формирование таблицы из полученных сведений. Как уже было отмечено ранее, вся информация должна заноситься в унифицированную форму отчетности, которая называется balanced scorecard или сбалансированная система показателей. В случае SWOT-анализа – это таблица, которая состоит из четырех квадратов, где каждый из них отвечает на вопросы о сильных сторонах (S), слабых сторонах (W), возможностях (O) и угрозах (T).

swot анализ деятельности

Четвертый этап предполагает формирование отчета. Для начала расписываются сильные стороны компании, которые являются конкурентным преимуществом. Далее описываются способы развития фирмы за счет данных сильных сторон. После этого подготавливаются предложения по преобразованию слабых сторон фирмы в сильные. То же самое проделывается и с угрозами – находятся пути из переформатирования в новые возможности. Случается, что логических путей преобразования негативных моментов в положительные просто нет. В этом случае необходимо подготовить программу минимизации убытков из-за воздействия угроз.

После того, как формы были заполнены, необходимо перейти к составлению выводов. Здесь можно использовать следующие методы:

  • Быстрый метод. В этом случае исключаются все второстепенные вопросы, и происходит концентрация на основных целях. В этом случае из форм исключаются лишние пункты.
  • Метод матрицы. В этом случае формируются определенные стратегии решения поставленных задач, а именно действия S-O, W-O, S-T, W-T. Действия S-O – это мероприятия, которые позволяют воспользоваться сильными сторонами фирмы и имеющимися возможностями. Действия W-O - это программы, которые помогают преодолеть слабые стороны и в полной мере воспользоваться имеющимися возможностями. Действия S-T – это мероприятия, которые предполагают сопоставление возможных угроз с имеющимися сильными сторонами, что в случае возникновения проблем поможет фирме избежать больших потерь. Действия W-T – это мероприятия, предусматривающие преодоление слабых сторон фирмы путем условного подвергания их потенциальным угрозам.

На пятом этапе формирования отчета подготавливается его презентация. Здесь должны быть четко сформулированы такие пункты, введение, краткое аргументирование построенной матрицы и расшифровка полученных данных, выводы, предложения, а также должен быть подготовлен план действий фирмы для достижения поставленных целей.

стратегический анализ swot анализ

Пример анализа

В данном примере SWOT-анализа расписаны ключевые вопросы для построения матрицы. И так:

  1. Сильные стороны компании (S): фирма и ее продукт известны потребителю, степень лояльности на должном уровне, цена соответствует платежеспособности целевой аудитории, разнообразен ассортимент, фирменные магазины расположены в шаговой доступности для целевой аудитории покупателей.
  2. Слабые сторона компании (W): при изготовлении значительно увеличился процент брака продукции, появилась кадровая текучесть, компания использует несовременную технологию изготовления продукции.
  3. Возможности (O): реализация товаров через мобильные приложения и интернет-магазины, увеличение ассортимента, приобретение новых станков и оборудования, возможность разработки новых систем поощрения, мотивации и стимулирования сотрудников.
  4. Угрозы (T): увеличение количества магазинов конкурентов, изменения в налоговом законодательстве.

Таким образом, имея такие данные, руководство может сформировать четкий план действий и принять те решения, которые помогут избежать финансовых потерь.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.