Наиболее полная характеристика видов анализа дается в рамках научного экономического подхода, хотя этот термин активно используется и в ряде других дисциплин. Действительно, формировать аналитику, систематизировать данные время от времени приходится и медикам, и биологам, и тем, в чьи обязанности на работе входит исследование какого-либо практического вопроса с выявлением присущих ему количественных показателей. И все же наибольший интерес представляют виды анализа данных, представленные в экономике, поэтому именно с них можно начать рассмотрение вопроса.
О чем идет речь?
С точки зрения экономики как науки, анализ можно классифицировать по ряду признаков, также распространяющихся на банковское предпринимательство. Наиболее характерное выделение категорий основано на периодичности мероприятий по сбору статистических данных. Бывают экономические виды анализов предприятия:
- каждый день;
- ежемесячно;
- раз в квартал;
- раз в год.
В зависимости от рассматриваемого в рамках исследования объекта в экономике говорят о следующих видах аналитической деятельности:
- полном (внимание уделяется всем аспектам работы компании, внутренним и внешним);
- тематическом (исследуются строго ограниченные вопросы, определяются перспективные направления совершенствования производственной активности).
Деление на группы: субъект в центре внимания
В зависимости от того, кто выступает в качестве субъекта в ходе аналитической деятельности, можно подразделять исследовательскую активность на несколько категорий с рядом специфических аспектов, присущих каждой из них. В качестве субъектов в рамках видов анализа организации рассматривают пользователей. Принято говорить о категориях:
- внутренний анализ (предназначен для использования внутри компании);
- внешний анализ.
В первом случае данные, формируемые по результатам исследования, классифицируются как тайные. Как правило, речь идет о коммерческой тайне. Внешний вид анализа информации в экономике – это такой, который инициирован внешними силами. Заказчиком может выступить группа акционеров или государственная инстанция, имеющая на это право. Результаты исследовательской деятельности публикуются и направляются в адрес инициатора работ. В некоторых случаях основные виды анализа проводятся по требованию аудитора, инвестора.
Что исследуем?
Экономическая наука предполагает виды финансового анализа, подразделяемые на категории в зависимости от того, какие именно объекты исследуются в ходе деятельности специалистов. В некоторых случаях речь идет о сплошном анализе. Таковой делают, если нужно со всех сторон оценить состояние предприятия, для чего важно проверить объекты, включенные в его состав. Ничто не избегает внимания ответственных за работу.
Выборочные основные виды анализа на предприятии инициируются, если необходимо изучить конкретную область. Как правило, требуется глубокое исследование вопроса. Выбирается одна или несколько целей работы, во втором случае обычно рассматривают связанные между собой аспекты. Полученные данные применяются в работе соответствующего подразделения предприятия, что позволяет повысить эффективность его функционирования.
Виды анализа: предварительный, оперативный
Если запланировано некоторое действие, в том числе реализация оговорённой заранее задачи, если необходимо обосновать решение по управлению предприятием, тогда первоначально организуют плановую аналитическую деятельность. Это помогает спрогнозировать последствия такой активности, а также оценить, в какой степени удастся реализовать план. Предварительные виды анализа процессов позволяют предупредить негативный результат деятельности. Если таковой запланирован в рамках работы банковского предприятия, тогда проводится оценка счетов, позволяющая выявить текущее положение дел и понять, какие есть возможности для роста и что может дать введение принципиально новых операций.
Современная экономическая классификация видов анализа предлагает в отдельную группу выделять оперативные мероприятия. Таковые организуют после некоторой деятельности, а также в ситуации, когда за довольно кратковременный промежуток ситуация претерпевает значительные перемены. Иногда оперативный анализ требуется по истечении суток с момента некоторого события, декады или месяца. Такой анализ – неотъемлемая часть текущей работы. Наиболее актуален он для финансовых структур. Предварительный вид анализа работ позволяет понять, насколько предприятие ликвидно, а также оценить фонды для резервов, иные показатели, позволяющие откорректировать деятельность компании с целью повышения стабильности и эффективности.
Аналитическая деятельность: подводя итоги
Один из ключевых видов анализа результата – это заключительный. Таковой необходимо организовывать в рамках любого предприятия с четко оговоренной цикличностью. Систематически мероприятие рекомендовано проводить ежемесячно, ежегодно, а также по итогам кварталов, полугодий.
Основная ценность заключительного вида анализа результатов – в комплексной оценке деятельности предприятия. Отчетные данные можно оценить с разных сторон, что позволяет корректно сформулировать итоги исследуемого периода. В коммерческой структуре итоговый анализ позволяет определить, насколько экономически высока эффективность предприятия в выбранном временном промежутке. На основании этих данных можно оценить финансовое положение и определить, какие есть резервы для улучшения ситуации, в том числе доходной составляющей.
На что рассчитывать?
Один из незаменимых видов анализа – оценивающий перспективы предприятия. Экономические науки в рамках такого исследования предполагают прогнозирование финансовых показателей компании. При этом оценке подлежат и объемы капиталов, и балансы по валютам, а также портфели организации, включая инвестиции и кредитую составляющую. Одновременно с этим перспективный вид анализа предполагает учет результатов финансовой деятельности, имеющихся в настоящий момент, так как именно они закладывают базу для дальнейшего развития фирмы.
Функциональный анализ
Функциональный вид анализа предполагает формулирование области специализации предприятия. Одновременно с этим специалисты обращают внимание на основную область деятельности компании и определяют, насколько значимое место фирма занимает на рынке в этой сфере. Этот вид анализа предполагает учет образа взаимодействия с иными структурами, перспективы развития этих аспектов. Необходимо оценить всех контрагентов и составить прогноз по взаимодействию с ними. По результатам работ можно сформировать достаточно корректные предположения относительно прибыльности юридического лица в относительно недалеком будущем.
Функциональный вид анализа позволяет оценить ликвидность операций и разработать подходы к повышению этого параметра. Основная идея мероприятия – определение убыточных операций и исключение их из сферы предоставляемых компанией услуг. Параллельно с этим специалисты оценивают конкурентоспособность предприятия и анализируют, насколько надежно его положение на рынке.
Структурный и операционный анализ
Структурная аналитика предполагает исследование проводимых предприятием операций, на основании которых можно вычислить удельный вес каждого из контрагентов. В равной степени уделяют внимание и пассивным операциям, и активным. Наиболее актуален структурный анализ для финансовых корпораций, так как позволяет подвести статистику по всем экономическим контрагентам. В рамках мероприятия оценивается структура доходной составляющей организации, прибылей. Вместе с тем аналитики исследуют расходный компонент деятельности предприятия.
Операционный анализ, предполагающий одновременное исследование стоимости, – такое исследовательское мероприятие, которое позволяет сформулировать прогнозы прибыльности предприятия. В ходе работы оценивается рентабельность, перспективность, убыточность компании, а для каждой операции дается стоимостная характеристика. На основании детальной статистики можно понять, из чего складывается прибыль компании, какую политику нужно продвигать, чтобы добиться процветания. Аналитики учитывают, что максимизация прибыли обеспечивается не только через депозиты, но и кредиты, и в равной степени анализируют обе стороны финансового вопроса.
Макроэкономический анализ
Сбор статистики и систематизация данных такого рода предполагает оценку предприятия как элемента рынка, на котором оно представляет свой продукт, услугу. При этом аналитики исследуют, насколько масштабны пассивные, активные операции, какой доход получает компания, насколько это соотносится с доходной составляющей сферы страны в целом. Кроме того, важно оценить, насколько существенен уровень участия предприятия в создании денежной массы, распределении услуг в секторе специализации. На региональном уровне обычно анализируют статистику по кредитным ресурсам и степени их влияния на рынок.
В рамках аналитической деятельности по сбору статистики пассивных, активных операций сравниваются масштабы строго ограниченного списка операций. В качестве эталонных берут показатели соответствующего сектора рынка в целом.
Анализ рисков
Этим термином принято обращать анатомическую деятельность по определению факторов риска с сопутствующей оценкой значимости каждого из них. Перед началом работ определяют систему, событие или комплекс таковых, применительно к которым и оцениваются выделенные рисковые аспекты. Фактически аналитики выявляют, с какой вероятностью может случиться негативное событие, которое может воспрепятствовать успешному достижению задуманного.
В настоящее время анализ рисков чаще проводится в области информационных технологий, нежели в какой-либо иной прикладной сфере. Эта мера имеет ряд специфических особенностей. Оценочные работы производятся на основании заранее определенной метрики и с применением строго оговорённых методов. Комплексный подход предполагает оценочные мероприятия, на основании которых определённые составляющие игнорируются, другие снижаются, относительно третьих принимаются меры по устранению последствий.
Специфика аналитики рисков в ИТ
В этой сфере риски обычно сопряжены с информационными системами и комплексом работ с таковыми. Сюда включают создание, улучшение, ввод и вывод из использования, а также сопровождение ИС. Кроме того, объектом может выступать иной актив ИТ, в том числе технология. Активы – артефакты, которые для юридического лица ценны в какой-то оговоренной степени, и компании применяют их в рамках деятельности. В некоторых случаях определены значения стоимости, но такое возможно не всегда. Актив всегда прямым, косвенным образом задействован в формировании продукции, реализация которой определяет успешность компании.
Корректность учета, контроля активов определяет рисковую составляющую для процесса, в рамках которого они задействованы. Чем важнее, значимее актив, тем существеннее идентификация, оценка, документация такового. При этом учитывается особенность конкретной компании. Процесс идентификации прямо связан с учетом комплексности взаимосвязей между активами. Корректность мероприятия влияет на точность идентификации риска, а также работы, связанные с выявлением и устранение такового (или его последствий).
Информационные риски: оценка
В рамках этого вида анализа работ формируется уникальный ранг, где указаны все условия с выставлением приоритетов. Учитываются аспекты, который могут нарушить целостность рабочей системы. В равной степени уделяют внимание и крупным аспектам, и достаточно мелким, неочевидным с первого взгляда причинам. Оценка производится с учетом комплекса факторов, включающего и ценность, и эффективность, и важность выявленных угроз. Конкретный набор факторов определяется ситуацией, рисками, активами.
Некоторые теоретические подходы предполагают определять оценку информационных рисков как выявление количественных, качественных показателей степени опасности. В любом из вариантов необходимо, чтобы результат меры давал информацию, позволяющую определить масштабность предстоящих проблем, возможные пути их обхождения и решения. На основании конкретно выполненного анализа можно разобраться, какая методика обработки ситуации принесет максимальную выгоду.
Анализ: многоплановое понятие
Даже удивительно, как много явлений можно анализировать! Например, существуют многочисленные виды анализов крови: общие, посвященные конкретным показателям, направленные на выявление симптомов предполагаемой патологии. Можно анализировать состояние человека, машины, процесса, системы, мира... Впрочем, чаще всего анализ все же встречается именно в экономической науке, и настоящие профи этой области – специалисты, способные разложить по полочкам любую ситуацию.
Анализ рынка
Есть два основных метода, позволяющих реализовать это мероприятие: фундаментальный, технический. Первый предполагает оценку факторов (политика, экономика, социум), влияющих на текущую обстановку. Фактически специалист оценивает рынок, экономику в границах «плохая/хорошая». Основная идея подобной аналитики – укрепление валюты на базе стабильности экономической ситуации. При этом учитывают, что крепкая валюта стимулирует доверие к государству и ведет к его успешному, быстрому развитию.
Технический анализ – термин, применимый к исследовательским работам, в ходе которых отслеживают корректировку ценовой политики. Наиболее наглядный метод отражения получаемой информации – графический. Исследователь в любой момент может посмотреть, каким образом меняются цены, что помогает спрогнозировать развитие в ближайшем будущем. Обычно при достаточной подготовке во время анализа специалист определяет доминирующие тренды, идентифицирует фигуры, на основании которых выявляет оптимальную политику заключения сделок в выбранной сфере.
Анализ: как подходить к задаче?
Каждая из указанных методик имеет собственные уникальные сильные и слабые стороны. Выбирать конкретный вариант необходимо, учитывая особенности стоящей задачи. Так, некоторые способы анализа эффективны для банковской сферы, другие – для формирования стоимости работ, а третьи – для определения перспектив. Наиболее подходящую методику аналитики обычно может подобрать опытный специалист, владеющий несколькими подходами к выявлению сути складывавшейся ситуации. Нельзя сказать, что есть один универсальный «рецепт» анализа. Даже сходные ситуации на двух предприятия могут требовать разного подхода, что будет определяться одним-двумя факторами (например, дебетовой составляющей или особенностью клиентуры).
Как показывает статистика, в большинстве случаев принято прибегать к нескольким методикам анализа ситуации для получения максимально объемной информации, на основании которой можно принять корректное управленческое решение. Это обусловлено тем, что каждая конкретная методика дает довольно ограниченный набор сведений, и он не всегда позволяет представить картину в целом. А вот одновременное применение нескольких подходов формирует корректное видение ситуации, позволяет оценить настоящее положение вещей и перспективы развития, а также риски и пути их устранения. В некоторых случаях такой подход может показаться слишком сложным, но пренебрегать дополнительной информацией, особенно когда от этого зависит будущее предприятия в кризисной рыночной ситуации, совершенно недопустимо.