В начале 1933 года к власти в Германии пришли национал-социалисты. В октябре, после поджога Рейхстага, Гитлер получил особые полномочия и начал решительные действия по установлению в стране задуманного им порядка.
Концлагерь Дахау стал первым учреждением массового перевоспитания населения, для начала немецкого. Место выбрали в Баварии, недалеко от Мюнхена, практически в пригороде (всего 17 км), на месте заброшенной фабрики.
Социал-демократы и коммунисты, так и не сумевшие в силу различных причин создать парламентскую коалицию, составили основу спецконтингента. Кроме них, в застенки угодили гомосексуалисты, проститутки, уголовники и все те, кого нацистское руководство считало асоциальными элементами. Всего первый заезд насчитывал пять тысяч человек. Тогда же и появился на воротах глумливый лозунг: «Труд делает свободным».
В первые годы концлагерь Дахау действительно стал местом «перековки». Бывшие коммунисты и социал-демократы, поработав несколько месяцев на свежем воздухе с соблюдением строгой диеты, нередко выражали симпатии к национал-социализму. Таких выпускали и предоставляли возможность доказать преданность на деле.
В 1934 году выяснилось, что лагерей требуется значительно больше. Концлагерь Дахау стал кузницей кадров для персонала пенитенциарной системы всего рейха.
Затем, после всегерманского погрома, получившего поэтическое название «хрустальная ночь», всерьез взялись за еврейское население. Первые десять тысяч привезли сюда в 38-м.
С началом Второй мировой войны расширился национальный состав узников. По всей Германии и за ее пределами (на оккупированных территориях) были созданы новые учреждения, которые уже не предназначались для перевоспитания. Людей сюда привозили, чтобы убить.
Концлагерь Дахау стал местом применения промышленных методов умерщвления «человеческого материала». Утилизировалось все, что могло представлять ценность для военной экономики – зубные коронки, волосы, одежда, пепел, остающийся от сожженных тел. Но и это не все - заключенных использовали для проведения экспериментов по изучению пограничных режимов организма в пределах выживаемости и за ними. С этой целью узники подвергались переохлаждению, на них испытывались отравляющие вещества и средства защиты, им делали смертельные инъекции токсинов. В карантинных блоках проводились наблюдения за зараженными флегмоной. Мясники из СС резали людей, фиксируя их предсмертные мучения.
В конце апреля 1945 года к окрестностям Мюнхена подошли подразделения седьмой американской армии. На их пути находился Дахау (концлагерь). Фото, сделанные американскими солдатами сразу после освобождения узников, зафиксировали горы трупов, скелетов, обтянутых кожей. Охрана предпочла сдаться без боя. Далее произошло то, чего никто не ожидал. Эсэсовцев вывели к ограде и расстреляли всех без исключения. Эта массовая казнь даже не была местью - американские солдаты просто убили нелюдей как сбесившихся кровожадных животных.
В послевоенные годы многое сделано для того, чтобы увековечить память жертв Дахау. Концлагерь-музей, впрочем, по мнению выживших узников, не дает полного представления о реальной атмосфере "фабрики смерти". Блоки аккуратно отремонтированы, отштукатурены и побелены, внутри – чистота и порядок. Лишь только холодные печи крематория и издевательские железные буквы над входом напоминают об ужасах двенадцати лет нацистского правления и двухстах тысячах людей, превращенных здесь в пепел и желтоватый дым.