Самый сложный вопрос в управлении обществом с ограниченной ответственностью – как вести бухгалтерию ООО. Общество должно определиться с системой налогообложения: упрощённая система, основная или вести бухгалтерию по другому режиму – единый налог на вмененный доход. Нужно знать, при какой из этих систем какую документацию следует сдавать в налоговую инспекцию. Бухгалтерский баланс является одним из таких документов - это одна из трёх главных форм бухгалтерской отчетности. Остальные две - это книга доходов и расходов (при ЕНВД – декларация) и отчёт о прибылях и убытках.
Бухгалтерский баланс «подводится» каждый год и каждый квартал. Общество должно утверждать бухгалтерский баланс ООО на общем собрании участников. Он сдаётся при всех системах и режимах налогообложения, кроме упрощённой. Если общество представляет собой малое предприятие, оно может вести бухгалтерию по упрощенной системе налогообложения. При УСН баланс составлять не нужно. Однако это «правило» изменится, когда в силу вступит новый закон о бухгалтерском учёте, с началом 2013 года, а ныне действующий прекратит своё существование.
Бухгалтерский баланс ООО составляется по специальной форме, форма №1. Форма №2 – это уже отчёт о прибылях и убытках. Формы можно взять в налоговой инспекции или скачать с официального сайта местного налогового органа. Удобнее составлять баланс сразу в электронном виде, можно убрать строки, по которым у предприятия ничего не значится (ни активов, ни пассивов, ни обязательств).
Довольно часто в форме бухгалтерского баланса трудно отразить все нюансы, для этого была введена новая графа в каждой из существующих форм - «пояснение». В этой графе можно указать документ, в котором разъясняются произведённые расходы и доходы за прошедший год. Например, тот же отчёт о прибылях и убытках или пояснительная записка. В последней можно отразить ситуацию на рынке, в которой оказалось предприятие.
В основные показатели баланса входят:
- активы (нематериальные в виде разработок и материальные в виде имущества),
- обязательства (кредиты, задолженности, обязательства перед клиентами; партнёрами);
- пассивы (уставной капитал, резервный фонд). Возможно создание отдельных фондов, например, фонд заработной платы. Подобные фонды образуются либо в соответствии с законодательством, либо в соответствии с учредительными документами. Хорошо, если внутренние документы ООО отражают создание таких фондов. Иначе штраф…
Таким образом, бухгалтерский баланс ООО сводится к перечислению имеющихся в распоряжении общества средств, всех долгов общества. Этот перечень указывается в цифрах (в рублях) на начало года (или квартала) и на конец года (квартала). До последнего числа месяца (а это 30 или 31) ежеквартальный баланс уже должен быть сдан.
Перед составлением и проверкой годового бухгалтерского баланса общество обязано провести инвентаризацию. По закону общество обязано провести проверку имущества и в случае реорганизации, и тому подобных изменений.
Подведение баланса позволяет сделать вывод о состоятельности организации в материальном отношении. Вывод напрашивается сам собой, стоит только взглянуть на раздел активы и обязательства. По ним видно, способно ли предприятие покрывать свои долги, выполнять обязательства (ликвидность). Более наглядно выглядит раздел «пассивы», например, если организация значительно увеличила уставной капитал, причём не за свой счёт, а за счёт прибыли. Видно и по сформированным резервным фондам, по их количеству. Но на самом деле, все данные в форме подвергаются тщательному анализу, по специальным формулам определяется платежеспособность предприятия, ликвидность. Поэтому следует внимательно отнестись к его заполнению, отражать реальные цифры. Бухгалтерский баланс ООО – это важный документ организации.