Грибоедовская характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума»

характеристика фамусова в комедии горе от ума
Авторская характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» выполнена Александром Сергеевичем Грибоедовым последовательно и всесторонне. Почему же столько внимания уделено ему? По простой причине: «Фамусовы» - основной бастион старого строя, препятствующий прогрессу. Они – тот барьер, из-за которого идеи Чацкого не могут стать реальной силой, придав обществу динамику.

Как служит Фамусов

Как известного и влиятельного московского аристократа, служащего на высокой государственной должности, изобразил его Грибоедов. Горе от ума Фамусову не грозит. Этот человек не проявляет такого же усердия по службе, как, скажем, боярин Андреев из карамзинской «Натальи, боярской дочки». Он не «сгорает дотла» на службе. Скорее – наоборот, государственным делам Павел Афанасьевич уделяет минимум времени.

Молчалин готовит ему на подпись бумаги, а Фамусов их, соответственно, заверяет. Для этого ему не нужно даже находиться на службе, в рабочем кабинете. Зачем? Молчалин принесет нужный документ «на дом». Поэтому мы говорим, что характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» обличительна. Ведь и в наши дни многие госслужащие самого высокого ранга, владеющие многомиллионными состояниями, занимаются «фамусовщиной». Подписанное далее уже не беспокоит бюрократа. За это уже отвечают подвластные ему «Молчалины». Как это удобно!

Не кажется ли вам, дорогие читатели, что Александр Сергеевич Грибоедов указывает нам на главную причину того, что в наше время «не работают» законы? Все просто! Ими занимались современные «Фамусовы» и «Молчалины».

грибоедов горе от ума фамусов

Чему он служит

Можно ли назвать Фамусова бездельником? Пожалуй, что нет, характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума», наоборот, показывает, что он деятелен и даже планирует наперед, что делать. К каким стремится идеалам?

Его идеалом является аристократ Екатерининской эпохи – Максим Петрович, изгибающийся перед начальством «вперегиб», зато перед низшими кастами выступающий всегда «цугом». Но самое главное, что нравилось ему в дяде, это то, что тот окружил себя роскошью. Возвыситься для того, чтобы, как дядя, даже «кушать на золоте», - к этому он стремится.

Деятельность Павла Афанасьевича Фамусова происходит по двум направлениям: кадровая политика (помните, «кадры решают все»?) и связи с другими властьимущими людьми, московскими аристократами. Фамусов пытается окружить себя на службе родственниками. Он охотно помогает таким «человечкам» занять «местечко». Таким образом вокруг образуется круговая порука, «рука руку моет».

Что такое «связи» с «нужными людьми» в его понимании? Это отнюдь не контакты с учеными, инженерами, общественными деятелями, способствующими прогрессу. Фамусов считает, что таким выскочкам следует перекрывать дорогу и совать палки в колеса («Все беды – от науки!»). Характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» показывает его как убежденного противника развития общества.

Павел Афанасьевич стремится стать влиятельным среди единомышленников, путем широкого «неформального» общения с аристократами. Вот и не жалеет он своего времени для создания подобного сообщества, связывающего воедино деньги и власть. Терпеливо налаживает контакты с другими высокими чиновниками, аристократами при помощи визитов и подарков. Не жалеет своего времени на это Фамусов. Свои визиты планирует, даже привлекая к этому помощника – грамотного крепостного Петрушку.

Следует признать: его работа плодотворна. Поэтому так и единодушны фамусовские знакомые в противодействии Александру Чацкому, поэтому так сообща они объявляют его сумасшедшим.

Семейная жизнь

фамусов образ горе от ума

Вдовец Фамусов проживает в деревне, хотя числится на службе в Москве. Функции курьера и секретаря исполняет Молчалин. У себя в поместье он барин. Своих крепостных он ежедневно унижает и оскорбляет («чурбаны», «ослы», «фомки», «олухи»). Он любит читать морали окружающим, что, впрочем, не мешает ему приставать к крепостным женщинам.

Женихов для дочери Софьи он видит в пределах своей касты – помещиков, владеющих более двумя тысячами крепостных.

Вывод

Пожалуй, мы имеем основание сказать, что и в сегодняшнем дне злободневный представляет Фамусов образ. «Горе от ума» актуально и в наши дни, в которые «фамусовщина» названа по-другому, посовременней – коррупцией. Однако приходится признать, что нынешние последователи Павла Афанасьевича гораздо изощренней своего литературного прототипа, созданного два века назад.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.