Ремонт радиатора отопителя в домашних условиях может показаться сложным и невыполнимым для неподготовленного человека. Однако, имея необходимые инструменты и материалы, а также следуя пошаговой инструкции, эту работу может осилить даже начинающий мастер.
В данной статье на примере медного радиатора мы рассмотрим весь процесс - от демонтажа и обнаружения течи до восстановления герметичности путем пайки. Будут даны рекомендации по использованию флюсов, припоев и других составов, продемонстрированы основные приемы работы с радиатором.
Демонтаж печки
Для начала необходимо открутить 4 крепежных болта печки в салоне автомобиля. Затем отсоединить тяги управления заслонками, аккуратно вынув их из корпуса печки. Не забудьте также отключить электропитание печки - отсоедините проводку от датчика температуры и электродвигателя вентилятора.
После этого можно приступать к извлечению печки из автомобиля. Будьте аккуратны, чтобы не повредить салон. Рекомендую заранее подложить под печку кусок картона, чтобы защитить обшивку при извлечении.
Установив печку на ровную поверхность, необходимо раскрутить крепежные болты корпуса и аккуратно разобрать его на две части. Обратите внимание, что один из болтов может находиться в щели в нижней части печки. Также открутите гайки крепления верхней заслонки и снимите рычаг управления ею.
Очистка и обнаружение течи
После разборки внимательно осмотрите радиатор на наличие следов влаги и коррозии. Если они есть, скорее всего, где-то присутствует течь. Тщательно промойте радиатор водой, удаляя всю грязь и отложения. Затем залейте внутрь раствор каустической соды и оставьте на ночь для очистки и обезжиривания поверхностей.
После этого еще раз тщательно промойте радиатор водой и высушите. Теперь аккуратно залейте в радиатор воду и внимательно осмотрите, нет ли подтеков. Обнаруженные места течи отметьте для последующей пайки. Капли воды внутри радиатора ничему не повредят, лишняя влага испарится при пайке.
Перед пайкой обезжирьте поверхность радиатора растворителем в местах предполагаемой пайки. Нанесите флюс и тщательно запаяйте все трещины и неплотности. После пайки еще раз тщательно промойте радиатор от остатков флюса.
Подбор инструментов и материалов
Для качественной пайки радиатора понадобятся: паяльник мощностью 25-40 Вт; оловянно-свинцовый припой ПОС-61; флюс ЛТИ-120 для очистки и активации поверхности; мягкая шкурка на тканевой основе с абразивным покрытием для зачистки мест пайки.
Также пригодятся: фен строительный мощностью 1000-2000 Вт для равномерного нагрева участков радиатора при пайке; узкогубцы, пинцет, напильники - для захвата и перемещения радиатора в процессе; деревянная доска как основа.
Обязательно наденьте защитные очки, перчатки и спецодежду. Работайте в хорошо проветриваемом помещении, желательно вытяжке. При пайке выделяются вредные испарения припоя, флюса и фторполимеров из радиатора.
Пайка и герметизация
Перед пайкой радиатора тщательно зачистите поврежденные участки мягкой шкуркой. Удалите все следы коррозии. Нагрейте паяльник до 380-400°С, нанесите флюс на подготовленную поверхность и расплавьте припой так, чтобы он полностью заполнил трещину.
Переверните радиатор и заполните трещину с противоположной стороны. Плавно нагревая участок феном, добейтесь растекания припоя по всем порам и полного заполнения полости. Повторите процедуру для всех проблемных мест. Излишки припоя удалите напильником.
Отработанные участки покройте термостойким герметиком. Жидкие анаэробные герметики, полимеризующиеся при нагреве, подойдут лучше всего. После полного затвердевания герметика отшлифуйте неровности напильником.
Сборка и установка печки
После пайки радиатора тщательно смойте остатки флюса водой, просушите и установите его в корпус печки на штатное место. Особое внимание уделите резиновым уплотнителям - при неплотном прилегании по краям радиатора замените их.
Установите воздушные заслонки, предварительно проверив, нет ли деформаций. При необходимости расправьте заслонки нагревом феном. Соберите корпус печки в обратном порядке, восстановив уплотнение по контуру сопрягаемых деталей.
Установив печку на место в автомобиле, восстановите тяги управления заслонками. Подсоедините провода к электровентилятору и датчику температуры. Проверьте работоспособность системы обогрева и управляющей электроники.
Проверка работоспособности
После монтажа печки проверьте герметичность всех соединений и шлангов системы отопления, в том числе паяных швов радиатора. Для этого запустите двигатель и дайте ему прогреться до рабочей температуры. Все это время внимательно осматривайте печку снаружи и радиатор изнутри на предмет подтеков охлаждающей жидкости.
Убедитесь также в штатной работе электровентилятора, циркуляции горячего воздуха через все каналы печки при переключении режимов заслонок. При обнаружении дефектов устраните их до окончательной сборки панелей салона для упрощения доступа.
После герметизации и восстановления всех функций печки установите на место декоративные панели и проверьте общую работоспособность системы климат-контроля автомобиля во всех режимах.