Давайте разберёмся, для чего нужен и как ремонтировать генератор автомобильный. Неисправности в устройстве возникают по множеству причин. Кроме того, если это случилось в пути, то поломка такого рода доставляет массу неприятностей. Дело в том, что вся нагрузка идёт на АКБ, следовательно, она достаточно быстро разряжается.
Схема генератора и принцип действия
Если сильно не углубляться в подробности, то работает устройство достаточно просто. За счёт медной обмотки на роторе создаётся вращающееся магнитное поле. При этом на валу ротора есть шкив, а также крыльчатка вентилятора. При повороте ключа в замке зажигания на медную обмотку, которая находится на роторе, поступает ток, в результате чего на обмотке образуется магнитное поле. Следовательно, ротор приводится в движение наряду с коленчатым валом двигателя. Когда достигаются определённые обороты, обмотка подпитывается не от АКБ, а непосредственно от генератора, то есть переходит от режима возбуждения в самовозбуждение.
Так как мы получаем переменное напряжение, то устанавливается выпрямительный блок, который преобразовывает его в постоянное. Стоит заметить, что схема генератора достаточно проста, поэтому разобраться с ней может каждый желающий. Во время движения от генератора получает электрический ток и аккумуляторная батарея. Отслеживать работоспособность генератора можно при помощи специального датчика на панели прибора автомобиля.
Как понять, что генератор электрического тока неисправен?
Есть огромное количество способов узнать, нормально работает устройство или же нет. Наиболее простой из них - это посмотреть на уровень заряда АКБ у заведённого двигателя. Если стрелка стремится вверх (к полному заряду), то генератор работает, если же она находится в красной зоне, то это говорит о том, что все электрические системы автомобиля питаются непосредственно от батареи, что не есть хорошо.
Также неисправность генератора по факту может отсутствовать, это бывает в тех случаях, когда неисправен сам датчик. Это же касается и лампы на приборной панели, которая может выйти из строя. Предпосылкой к поломке может стать повышенный уровень шума, свист во время работы заведённого двигателя, а также много чего еще. В большинстве случаев всему виной недостаточный уход за данным агрегатом.
Так как устройство располагается в передней части двигателя, то добраться до него достаточно просто. Поэтому не должно составить труда периодически смазывать трущиеся поверхности, натягивать/ослаблять ремень на шкивах, а также при необходимости выполнять его замену.
Самостоятельная диагностика генератора
Если нет желания ехать в автосервис, то устройство можно проверить самостоятельно. В качестве примера возьмём так называемую «классику» ВАЗ-2107 с типичным генератором. Первым делом необходимо выполнить пуск двигателя, после чего понаблюдать за светом фар. Если он стабильный на протяжении нескольких минут, то неисправности генератора ВАЗ-2107 отсутствуют. Если же он тусклый, то, скорее всего, виной всему ослабление гайки шкива или недостаточное или избыточное натяжение ремня. Если приложить усилие на ремень, равное 10 килограмм/сил (кгс), то суммарный прогиб должен быть не более 10-15 миллиметров.
Если полученное значение было больше или меньше, то нужно подтянуть или, соответственно, ослабить натяжение. Также неисправность можно определить по непонятному шуму в моторном отсеке. Это случается из-за того, что от вибраций ослабляется крепление гайки шкива, вследствие чего он начинает работать более шумно и менее производительно. А сейчас более подробно об основных неисправностях.
Не работают контрольные приборы
Как было отмечено в самом начале статьи, при повороте ключа в замке зажигания должна загораться контрольная лампа генератора. Если этого не случается, то нужно искать проблему. Не стоит сразу же лезть под капот и демонтировать устройство, ведь зачастую это не неисправность генератора, и проблема решаема гораздо проще. Нужно проверить предохранитель в монтажном блоке под 19-м номером, если он перегорел, то заменить, и контрольные приборы заработают.
Еще одна проблема - это обрыв в цепи, из-за которого может не подаваться напряжение от замка зажигания к монтажному блоку или от блока к панели приборов. Всё это легко устраняется. Первым делом нужно проверить провод «0», а затем «ТП». Один отвечает за подачу тока от блока к панели, второй от замка зажигания к блоку.
Не горит контрольная лампа, АКБ разряжена
Безусловно, на панели прибора используется индикатор, который может просто-напросто перегореть, и не нужно искать в этом чего-то большего. Иногда просто достаточно заменить лампу. Встречаются и неисправности генератора автомобиля в виде недостаточного прижима патрона лампы к печатной плате, вследствие чего и возникают неполадки на приборной панели.
Как мы знаем, всё рано или поздно выходит из строя, даже при самом бережном уходе. Это касается и генератора. Щётки устройства довольно быстро изнашиваются, вследствие чего появляются проблемы с работой. В этом случае их необходимо попросту поменять. Точно такая же ситуация и с окислительными процессами металла, которые еще никто не отменял.
Контактные кольца подвергаются окислению, поэтому выходят из строя. Чтобы устранить проблему, нужно сначала поменять щеткодержатель, а затем тщательно протереть ветошью или салфеткой окислённые кольца, для большего эффекта используют бензин или ацетон. Хуже всего, если замкнули положительные диоды, ведь в этом случае нужно полностью менять монтажный блок.
Неисправность генератора: разряд АКБ, нестабильное горение лампы
Практически каждый водитель испытал на собственном примере назойливый свист из-под капота. Всему виной ремень генератора, который проскальзывает из-за износа или недостаточного натяжения. Если вы столкнулись с такой проблемой, то обычной регулировки или замены ремня достаточно, его стоимость невелика, порядка 100-200 рублей.
Нельзя не сказать, что основные неисправности генератора – это повреждения диодов выпрямительного блока и обмотки ротора. Как в первом, так и во втором случае это влечёт за собой не самые лучшие последствия. Проблема устраняется заменой выпрямительного блока или, при возможности, диодов.
Также случается и замыкания в статоре. В большинстве случаев данное повреждение ремонту не подлежит, а если восстановительные работы и возможны, то новый статор купить гораздо дешевле и проще. Может случиться замыкание на так называемую «массу», в этом случае нужно менять деталь.
Увеличение шумового порога, перезаряд батареи
Для начала поговорим о том, из-за чего генератор начинает работать всё шумнее. Дело в том, что в процессе эксплуатации подшипники отрабатывают свой ресурс, который измеряется в часах. Следовательно, через определённое количество часов они выходят из строя. Эти места начинают работать нестабильно, появляется люфт, стуки и т. д. Следовательно, увеличивается уровень шума.
Безусловно, крайне сложно предусмотреть подобные причины неисправности генератора, однако, нужно уметь понимать, что подшипник вышел из строя и его пора менять. Когда появляется так называемый «вой» генератора, то это свидетельствует, по крайней мере, о наличии межвиткового замыкания в статоре. Чревато последствиями и ослабление гайки шкива генератора, её необходимо плотно затянуть.
Еще немного о неисправностях
Встречаются и такие неисправности генератора, как перезаряд АКБ, это можно отследить по стрелке вольтметра на приборной панели. Причиной этому может быть исключительно неисправный регулятор напряжения, который не справляется со своим непосредственным назначением. Его можно отремонтировать или заменить.
Везде есть своё слабое место, это касается и нашего случая. Такая неисправность генератора, как окисление проводов, встречается более чем часто. К счастью, при себе достаточно иметь наждачную бумагу или щётку по металлу, которой удаляется окись. Кстати, наличие окислительных процессов может стать причиной полного отказа работы генератора, что обусловлено ухудшением контактов.
Не нужно забывать о том, что подшипники нуждаются в смазке, это увеличит их срок службы. Когда же на валу якоря появляется осевой люфт, то это говорит только о том, что пора менять подшипник. Не стоит отдавать предпочтение неизвестным производителям. Лучше купить подшипник известной компании, пусть он будет дороже, но его ресурс на порядок больше. В общем и целом, существует специальный стенд, на котором можно определить общее состояние устройства. Там отображается схема генератора, обрывы в цепях и многое другое.
Важные моменты
Нельзя не сказать, что периодическая проверка работоспособности устройства является залогом безаварийной эксплуатации. Конечно, никто не застрахован от короткого замыкания, но проверять натяжение ремня, состояние щёток и колец можно и даже нужно.
Ни при каких обстоятельствах не нужно работать с генератором при заведённом двигателе, так как это опасно для здоровья, ведь мы имеем дело с высокими оборотами коленчатого вала и вентилятора. Как уже было отмечено выше, схема генератора крайне простая, поэтому при необходимости изучить её не составит труда. Это позволит не только разобраться с тем, как работает устройство, но и самостоятельно выполнять большую часть ремонтных работ.
Заключение
Если мы имеем дело с «классикой», то тут достаточно часто встречаются проблемы с проводами. Их необходимо повторно паять и чистить. Это же касается и ремня генератора, который из-за интенсивного износа может порваться. Кстати, его разрыв во время движения авто чреват тем, что будет сильный удар. Как правило, больше всего достаётся капоту, известны случаи, когда из-за сильного удара отскакивала краска с лицевой стороны капота.
Нелишним будет возить с собой запасной ремень. Это позволит устранить некоторые неисправности генератора ВАЗ-2107 непосредственно в пути. Также нужно иметь при себе необходимые инструменты, то есть плоскую и крестовую отвёртки, комплект ключей и т.п. Вот, пожалуй, и всё, что можно сказать о том, какие бывают признаки неисправности генератора и как их устранить.