Предложение о создании Савеловской ветки впервые выдвинул С.И. Мамонтов – знаменитый меценат и предприниматель, состоящий в Обществе Московско-Ярославской железной дороги.
Строительство железнодорожной линии
Наступил 1897 год. Именно в это время Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога начала строить ветку от деревни Савелово, расположенной близ Волги, до столицы. Протяженность новой линии составила всего 130 километров – это немного, но она пришлась очень кстати. Правда, тогда еще работники и не начинали строить Савеловский вокзал. Торговый поселок под названием Кимры, через который проходила ветка, в тот период был знаменит мастерами, изготавливающими обувь. Также недалеко располагался древний населенный пункт Кашин. В скором времени было решено проложить дорогу до Рыбинска, Углича и Калязина.
Ветку строили с обеих сторон – от Савелова и от столицы. Рельсы брали только изготовленные на российских заводах – Брянском, Южно-Днепровском, Путиловском.
Начало строительства вокзала
Стоило уже подумать и о будущем здании вокзала. Выбор пал на Бутырскую заставу, расположенную на задворках – там стоимость земли была достаточно приемлемой. Савеловскую линию продлили до Камер-Коллежского вала от станции под названием Бескудниково.
Но для строительства вокзала необходимо было еще получить разрешение столичной думы. Этот процесс затянулся на продолжительное время. Однако когда, наконец, разрешение было получено, работники доставили к Бутырской заставе стройматериалы, в том числе камень и песок. Начали возводить Савеловский вокзал , но так получилось, что вскоре строительство было остановлено.Окончание строительства вокзала
В конце осени 1900 года работы по возведению здания продолжились. Руководил строительством инженер по фамилии Сумароков. Существует мнение, что именно этот человек создал проект вокзала. Здание получилось ничем не примечательным, не было даже главного входа. В основном оно состояло из одного этажа, и лишь в середине находился второй, на котором должны были располагаться служебные квартиры.
На некотором отдалении от пассажирской станции стояло строение, называвшееся воинским бараком. Оно было намного больше, чем здание вокзала. Барак должен был выполнять функцию временной станции для пассажиров. Недалеко от него находился также грузовой двор. Хоть Савеловский вокзал и выглядел достаточно скромно, люди все же обращали на него внимание.
Торжество в честь открытия вокзала
Здание было возведено в 1902 году, весной. 10 марта, в воскресенье, было произведено освящение вокзала, который назвали Бутырским. В этот же день от него отъехал первый состав. Газета «Московский листок» сообщала, что новоиспеченное здание и все пространство вокруг него с самого утра было украшено многочисленными растениями и флагами. Примерно в полдень от Ярославского вокзала приехал служебный состав с начальниками и представителями некоторых железных дорог, которых специально пригласили на торжество. Праздник начался с молебна, совершенного перед иконами, взятыми из церкви неподалеку. Затем вокзал был окроплен святой водой, после чего все гости последовали в зал первого класса: там был подан дорогой алкоголь. Давно не видела такого пышного торжества Москва! Савеловский вокзал стал идеальным поводом для этого.
Люди принялись за дело…
Близ станции предприниматель Густав Лист возвел новый завод, предполагая, что сюда устроятся люди, живущие в пригороде. Принялись за дело и столичные домовладельцы. Они, рассчитывая, что хлынет целый поток народа, возвели в округе несколько десятков новых построек. С молниеносной скоростью выросла стоимость земли. Многие стали интересоваться тем, как доехать до Савеловского вокзала.
Включение Бутырки в состав Москвы
Здание, как уже говорилось выше, было возведено за городом, недалеко от столицы. Но Московская дума прекрасно осознавала, что этот район стал перспективным. Поэтому в 1899 году были оформлены бумаги на новое разграничение столицы и уезда. Спустя 12 месяцев некоторые пригородные территории стали считаться московскими. Вот так люди, дома которых находились в загородном селе под названием Бутырка, стали считаться москвичами – в этом им помог вокзал и железнодорожная ветка. Обстоятельства сложились для них удачно. Они благодарили судьбу за Савеловский вокзал. Метро, кстати, сейчас находится совсем близко от него.
Ремонт и реставрация
На протяжении долгого времени Бутырский вокзал (немного позже названный Савеловским) функционировал надлежащим образом, однако по мере увеличения количества перевозок он начал стареть, терять свой красивый облик.
В 80-е годы ХХ столетия было постановлено, что здание необходимо отреставрировать и как следует отремонтировать. Проект был составлен сотрудниками Института Мосжелдорпроект, которыми руководил Шамрай. Ремонт затянулся на годы. Однако составы по-прежнему ездили по железной дороге – для этого не было преград. Билетные кассы в это время располагались во временных постройках.В 1992 году, в первый день осени, здание, получившее новую жизнь, вновь открыло свои двери. В настоящее время Савеловский вокзал является, без преувеличения, безупречным пассажирским комплексом, предоставляющим посетителям большое количество разнообразных услуг.
Как добраться до вокзала?
Доехать до Савеловского вокзала можно на метро. Выходить следует на одноименной станции Серпухово-Тимирязевской ветки. Дойти от метро до вокзала можно приблизительно минуты за две. Также сюда можно приехать на машине. Необходимо добраться до ТТК в области Сущевского Вала, а затем свернуть на площадь вокзала.
Немало людей отправляется в длительные путешествия, предполагающие пересадки. Особенно много туристов летом. Некоторые в качестве транзита выбирают Савеловский вокзал. Шереметьево – вот место, в которое стремятся толпы прибывших сюда людей. Им следует садиться на электричку и ехать до станции Лобня, после чего пересаживаться в фирменный автобус, который и отвезет их до аэропорта.