Самуил Яковлевич Маршак широко известен как автор замечательных детских стихотворных историй и поэтических переводов. Малыши, а порой и взрослые с удовольствием хохочут над человеком рассеянным с улицы Бассейной. Или, видя груженых сверх меры прохожих, тут же цитируют: «Дама сдавала в багаж…» А с каким волнением читали мы романтическую балладу Стивенсона, переведённую Маршаком, о вересковом меде и мужественном шотландском народе! Подвиг её героев западал в память надолго, и отголоски его не забывались с течением времени. Однако есть у поэта и оригинальные, потрясающе красивые лирические стихотворения.
Весеннее настроение
Одно из них называется коротко – «Ландыш». Это удивительно нежная пейзажная зарисовка на тему весеннего пробуждения природы. Написано стихотворение в 1949 году, а впервые опубликовано было в цикле «Из лирической тетради», который входил в сборник «Стихи. 1948 – 1951».
Второе название произведения даётся по его первой строке: «Чернеет лес…» Простое, незамысловатое, оно получилось у Маршака глубоко искренним и взволнованным. Особое впечатление производит последняя строфа: «Томится лес весною раннею/И всю счастливую тоску/И все свое благоухание/Он отдал горькому цветку». Что такое «счастливая тоска», почему ландыш «горький»? Попробуем в этом разобраться.
Оксюморон
Среди художественных тропов (изобразительно-выразительных средств языка), помимо широко применяемых метафор, эпитетов, любим поэтами оксюморон. Это соединение в образном пространстве произведения понятий и явлений, которые в реальной жизни достаточно далеки друг от друга. По сути, что такое «счастливая тоска»? То же, что и пушкинское «Мне грустно и легко/Печаль моя светла…»
В толковых словарях тоска определяется как чувство отрицательно окрашенное, тяжёлое душевное состояние, исполненное унынья, тревоги, подавленности, общего плохого самочувствия. Счастье – эмоция кардинально противоположная. Это блаженство, высшая форма довольства жизнью. Но тогда что такое «счастливая тоска», как расшифровать выражение? Это и есть наглядный пример оксюморона. Благодаря его использованию Маршаку удаётся особенно выразительно показать и передать радостное предвкушение природой весеннего пробуждения, цветения, наполнения живительными соками. Поэт рисует картину прощания леса с холодным нарядом зимы. Он весь нагой, чёрный, неприглядно-мрачный. Но это только первое, беглое впечатление. На самом деле каждой веточкой, каждым сучком лес полон предвкушения ласковых солнечных деньков, тёплых ливней, птичьего гомона и того, как он украсится свежей, клейкой, ароматной молодой листвой. Но всё ещё впереди! Лес с нетерпением ожидает момента и своего торжества – вот что такое «счастливая тоска» в нашем стихотворение. А сейчас он любуется распустившимся ландышем, и готов подарить ему те жизненные силы, пробуждение которых чувствует в себе, чтобы цветок стал ещё красивее, ещё быстрее тянулся к свету, цвёл ещё пышнее.
От слова к образу
Как видим, значение слова «тоска» не всегда может трактоваться прямолинейно. В зависимости от семантического поля, от лексической сочетаемости, словоформа может приобретать дополнительный смысл. Именно с таким явлением мы и встретились в лирической зарисовке Маршака «Ландыш». Лес тоскует, но его «печаль светла». Он знает, предчувствует, что час и его торжества приближается, что этот миг уже не за горами. По сути, счастливая тоска леса – это отражения душевного состояния всей природы ранней весной, каждого живого существа. А природа у Маршака – живая, наделённая собственной духовностью и формой бытия
Тема и идея произведения
«Ландыш» - стихотворение философское. Лесной пейзаж – своего рода повод для поэта поразмышлять об истоках красоты, рождения высокого произведения искусства. Творцом его является Жизнь, верная своим законам, изменчивая в постоянном, материализующая движение Времени в хрупком прекрасном ландыше. Цветок вобрал в себя то очарование и букет ароматов, которые совсем скоро наполнят весь лес, станут его частью. А пока он – один за всех – громко и торжественно поёт гимн Весне и Жизни!