Если бы вся музыка действительно строилась на двух основных ладах – мажор и минор, то, наверное, это был бы самый скучный и однообразный вид искусства. Сегодня даже официальная теория показывает нам, что на основе этих двух гамм строятся многочисленные звукоряды, которые имеют отличное звучание, что придает каждому произведению свой, неподражаемый оттенок. Данные семиступенные лады народной музыки могут становиться основами для аккордов и аккомпанемента, с помощью их нестандартного звучания создаются уникальные переходы и модуляции.
История возникновения звукорядов
Практически каждый из нас когда-либо слышал подобные определения: лидийский лад, дорийский, ионийский и так далее. Все эти термины относятся к данной теме, однако кое-что нужно прояснить. Многие, исходя из названия, полагают, что каждый лад народной музыки был присущ одному из античных народов. На самом же деле подобную «кодировку» эти звукоряды получили уже в те времена, когда теория музыки стала более-менее стабильной, и когда в Европе уже были созданы «искусственные» тональности. Тем не менее каждый из этих ладов был заимствован из каких-либо народных произведений, однако не только древних, каковой является античность. Их выискивали в индийских рагах и русских частушках, в арабских макамах и испанских халео.
Основные два народных лада
Так сложилось, что некоторые народные лады в музыке являются точными аналогами привычных для всех параллельных тональностей – мажора и минора. По своему строению и звучанию они полностью идентичны, поэтому рассмотрим их вкратце. Первый – ионийский, то есть мажорный. Его звукоряд строится следующим образом: тон, тон, полутон, плюс три тона и полутон. Это, как мы видим, стандартное строение каждой мажорной гаммы от любой ноты. Эолийский лад народной музыки – это всегда параллель ионийскому, следовательно, его структура полностью идентична натуральному минору. В состав этой гаммы входят следующие интервалы: тон, полутон, два тона, полутон и два тона.
Наиболее распространенные лады в русских народных песнях
Если тщательно отследить каждую частушку, былину или прочую композицию, написанную нашими крестьянскими предками, то, основываясь на современных знаниях, можно сказать, что большинство произведений построено именно на дорийской гамме. Этот лад народной музыки минорный, так как третья ступень в нем понижена. Когда мы слышим дорийский звукоряд, создается ощущение некого величия, мужества, но вместе с тем в этом присутствует некий мрачноватый оттенок. Этот эффект создается за счет того, что повышена шестая ступень. Фригийский лад также частый гость в различных народных мотивах. Он основан все на том же минорном звукоряде, однако на сей раз изменениям подвергнута вторая ступень – здесь она понижена.
Что лежит в основе еврейских мотивов?
Вы когда-то задумывались о том, что напевы, которые свойственны народам Восточного Средиземноморья, ни грустны, ни веселы, а точнее – не имеют ярко выраженного ни мажорного строения, ни минорного? Все потому, что в их основе лежат лады народной музыки. Примеры тому - многочисленные песенки, мелодии и даже молитвы. Если говорить конкретно о том, на каком звукоряде построены все эти композиции, то стоит отметить именно Лидийский. Он построен на основе натурального мажора, однако за счет того, что повышена четвертая ступень звукоряда, в привычной для нас последовательности создается еще один тон, которые и образует столь нестандартное звучание. Таким образом, строение лидийской гаммы следующее: три тона, полутон, два тона, полутон. Отталкиваясь от этого, можно как импровизировать, так и создавать характерные мелодии, записывая их.
Гамма с самым интересным аккордом
Миксолидийский лад народной музыки – вот что действительно очень красиво и интересно. Его строение просто, и основывается на стандартной мажорной гамме. Отличие заключается в том, что седьмая ступень гаммы понижена, за счет чего его звучание становится немного загадочным и мрачноватым. Однако вся красота лада заключается не в переборе нот самого звукоряда, а в том, какой аккорд в нем может быть построен. За счет того, что понижена седьмая ступень, к привычному мажорному тоническому трезвучию прибавляется именно она. В результате мы получаем необычайной красоты септаккорд, крайние ноты которого образуют малую септиму. Его часто применяют в джазовых и блюзовых композициях.
Наиболее редкий натуральный лад
Термин «локрийский», увы, часто не встречается даже в учебниках по теории музыки. Он, как и все остальные, является наименованием еще одной натуральной гаммы, которая встречается даже в народных мотивах крайне редко. Его считают минорным, однако на самом деле звучание таково, что рядить его в одну из этих двух групп (мажор-минор) просто невозможно. Строение гаммы следующее: полутон, тон, тон, полутон, тон, тон, тон. Особенно красивым здесь является септаккорд, который музыканты называют полууменьшенным. Он состоит из двух малых терций и одной большой.
Какие еще бывают лады народной музыки?
Пентатоника, диатоника, гемиолика – все эти термины наверняка знакомы каждому музыканту. Что же это такое и как оно звучит? Считается, что, в отличие от всех вышеописанных натуральных ладов, именно эти наборы звуков сложились в далекие времена у древних народов. Позднее они стали основой для различных произведений, а также для гамм, которые в наше время считаются самыми главными в теории и практике музыки. Что же, давайте тогда поподробнее рассмотрим каждый из этих звукорядов.
Музыка наших предков
Пентатоника, или «китайская гамма» - это набор нот, в котором полностью отсутствуют полутона. Различают сегодня мажорную и минорную пентатоники, которые идентифицируются по высоте третьей ступени. В мажорной упущены четвертая и седьмая ступени, а в минорной – вторая и шестая. Диатоника, в свою очередь, вовсе гаммой не является. Это «музыкальные круги», или обращения интервалов, которые строятся на чистых квинтах и квартах. Ну и гемиолика – это, конечно же, стандартная хроматическая гамма, в которой присутствуют только малые секунды, то бишь полутона. Примечательно, что она одна в течение многих лет совсем не менялась.