Живопись Лермонтова М. Ю. Графическое наследие Лермонтова

При упоминании фамилии Лермонтова мало у кого сразу в голове всплывают его картины. Это вызвано тем, что Михаил Юрьевич ассоциируется в первую очередь с поэзией, так как эта грань больше всего известна.

Помимо того, что Лермонтов был художником слова, он был еще и поэтом холста. Это означает, что он мог мастерски передать состояние лирического героя не только на листе, но и в картинах. Его образы выглядят живыми, передают эмоции и переживания. Познакомимся с Михаилом Юрьевичем, как с художником, и отобразим связь двух его ипостасей – живописца и поэта. А также рассмотрим, как отображен сам Лермонтов в музыке и живописи других.

Лермонтов как художник

Во многих воспоминаниях друзей семьи Лермонтова маленький Миша описан постоянно что-то рисующим. Даже на детском портрете неизвестного художника он изображен с мелом в руке.

Достоверно не установлено, обучался ли Лермонтов рисованию в детстве, но известно, что уже во время пребывания в Московском университетском благородном пансионе он берет уроки у знаменитого художника А. Солоницкого. Тогда М. Ю. Лермонтов и пришел к мнению, на котором настаивал его учитель, что все должно быть натурально и максимально приближено к действительности. Такой и была впоследствии не только живопись и графика Лермонтова, но и поэзия.

После окончания пансиона будущий классик не бросает занятия рисованием. В Петербурге он продолжает учиться под руководством Петра Заболоцкого.

Не только окружающие, но и учителя отмечали, что живопись Лермонтова заслуживает внимания. Если бы он не писал стихи, то прославился бы как художник, и вполне возможно, что жизнь сложилась бы совершенно по-другому.

живопись лермонтова

Объем художественного наследия

Живопись Лермонтова дошла до нас в сравнительно малом количестве. Но и этого вполне достаточно, чтобы составить общее мнение об этом амплуа поэта. Среди наследия – картины маслом, акварелью, отдельные рисунки, зарисовки и даже карикатуры.

Можно догадаться, что это далеко не все работы, которые были у Лермонтова. Хотя бы потому, что этого недостаточно, дабы достичь такого мастерства, которое было у Михаила Юрьевича. Многие из его работ были розданы или потеряны.

Литература же о Лермонтове-художнике ограничивается несколькими поверхностными записями-заметками. Общее представление о его персоне в живописи дают Б. Мосолова и Н. Врангель. Но эти очерки не имеют ничего общего с научным, профессиональным анализом, который провел бы параллель с поэтическими произведениями.

Стоит отметить альбомы с зарисовками и рукописи произведений, где находим графику Лермонтова. Картины является либо комментарием к записи, либо же сама запись служит для пояснения изображения, порождая тем самым неразрывную связь двух видов искусств, так называемый синкретизм.

живопись в творчестве лермонтова
Учитывая нестандартный подход к творчеству, представляется довольно странным, что художественную деятельность Лермонтова забывают. Вполне возможно, что сделано это преднамеренно. Михаил Юрьевич никогда не питал особой любви к самодурам, и если в поэзии это можно было завуалировать, то острые шаржи и карикатуры бросали тень на авторитет тогдашней знати и дворянства.

Картины Лермонтова

Живопись Лермонтова обладает чрезвычайной натуралистичностью. На это есть несколько причин. Во-первых, Лермонтов принадлежал к эпохе, в которой уже произошел отход от монументальности изображения, но модернизм, призывающий к трансформации, еще не набрал обороты.

Во-вторых, к реальности в изображении Лермонтова приучил еще первый учитель А. Солоницкий, так как только в точном отображении находил достоверность. То есть нельзя изобразить пейзаж таким, каким его видит автор в сравнении. Необходимо подать его таким, каков он есть, а каждый для себя уже сам подберет чувства и ассоциации.

В-третьих, современники Лермонтова утверждают, что у него была потрясающая, едва ли не фотографическая память, что давало возможность изображать мелочи, без натуры, имея одни только наброски и зарисовки.

Но при всем стремлении к точному отображению это не помешало Лермонтову выработать свой стиль в живописи.

Акварели Лермонтова

Так как первый учитель Лермонтова был акварелистом, то не удивительно, что к рисунку акварелью пристрастился и сам писатель.

Его акварельные рисунки, как и выполненные маслом, являются графическим отображением происходящего в его произведениях. Так, пребывая на Северном Кавказе, он написал не одно стихотворение под впечатлением пейзажей и жизни кавказских народов. Но сложно установить, если не смотреть на дату, что было написано первым, стихотворение или картина. Так же сложно однозначно сказать, какое из этих произведений искусства более удачно получилось.

произведения лермонтова в живописи
Живопись Лермонтова отличается чистотой нанесения красок, без примесей. Чрезвычайно точные линии и искусное владение формой делает изображение реалистичным и точным. Хотя знатоки замечают множество ошибок, они нивелируются за счет живости и эмоциональной насыщенности картин.

Кавказ в живописи Лермонтова

Легендарное стихотворение, которое принесло известность и популярность поэту, посвящено трагической смерти Пушкина. Оно сыграло роковую роль. С одной стороны, он вынужден был покинуть родной дом и отбыть наказание на Кавказе. С другой же, живопись в творчестве Лермонтова обрела новое, вдохновенное направление.

В произведениях появился новый мотив – Северный Кавказ и его напевы. Под напевами стоит подразумевать темы и обычаи туземцев.

Помимо стихотворений, о периоде пребывания поэта там рассказывает живопись Лермонтова. Кавказ впервые предстает в качестве романтического края. Скалы больше не внушают страх – они поражают величием, природа щедро делится своими красотами. Лермонтов был первым, кто открыл в Кавказе его романтичность.

живопись м ю лермонтова
Стихотворные шедевры того времени являются будто поэтическим описанием к картинам.

Картины маслом

Живопись М. Ю. Лермонтова с изображениями Кавказа не ограничена акварельными красками. Одной из самых известных картин является «Крестовый перевал», написанный в 1837-1838 гг.

Сам Лермонтов называл этот край «чудным миром», а людей сравнивал со свободными орлами. Немудрено, что и изображения жителей, самого края носят патетический характер. Но большинство картин было написано по памяти, так как она была удивительной у поэта. Но это ничуть не умаляет живопись Лермонтова. Картины чрезвычайно реалистичны.

лермонтов в музыке и живописи
«Крестовый перевал» - это плод уже более зрелого творчества Лермонтова. Об этом свидетельствует грамотное построение, соблюдение перспективы как в размерной сфере, так и в передаче красками.

Рисунки на автографах

Интересными являются также рисунки поэта на рукописях, возле дарственных надписей, в альбомах разных семей. Это не представляет живопись Лермонтова в таком свете, в котором представлена она в крупных полотнах. Она не только сделана на скорую руку, но и выполнена в одном цвете. Такой рисунок передает отношение Лермонтова к тому, что или кого он рисовал. То есть он передавал именно те черты, которые больше всего запоминались, бросались в глаза.

Таких рисунков множество, поскольку создавались они в ходе работы над очередным поэтическим произведением.

Самые ранние графические наброски, которые нам известны на сегодняшний день – это зарисовки на Псалтыре. На самом деле это скорее забавный факт, а не произведение искусства. На них нет ни отточенности пера, ни особенной тематики.

Утраченные рисунки

Утраченными навсегда оказались детские рисунки Лермонтова. Об их существовании мы узнаем только из биографических записей и писем современников.

Есть также сведения и о рисунках восковыми мелками. Он не просто рисовал, а делал объемные картины из расплавленного воска. Упоминание о них встречается в нескольких письмах, но поиски картин успехом не увенчались.

живопись и графика лермонтова
Также утеряны и рисунки из альбома Верещагиной, с которой тесно переписывался Лермонтов.

Мнимые рисунки Лермонтова

Один из рисунков, которые приписываются кисти Лермонтова, но на самом деле ему не принадлежат – это «Голова воина в шлеме». Главный аргумент, свидетельствующий в пользу ложного автора – почерк, не такой, который имеет остальная живопись Лермонтова.

Вторая такая картина – «Буря на море». Если предыдущее произведение было выполнено с большим мастерством, чем было у поэта на то время, то «Буря», напротив, нарисована неуверенной, вялой рукой. Тогда как Лермонтов в этот период уже обрел свой почерк и рисовал куда лучше.

«Два адъютанта» - это картина, написанная близким товарищем М. Ю. Лермонтова – Гагариным. Об этом свидетельствуют характерные особенности построения, выбора и нанесения красок.

Помимо этих картин, стилистические черты, которых не имела живопись в творчестве Лермонтова, присущи таким: «Надгробный памятник с урной», «Стреляющий казак на лошади», «Голова крестьянина», «Кавказский вид» и некоторым другим.

Стихотворения в живописи Лермонтова или живопись в стихотворениях?

Дать однозначный ответ, как отображаются произведения Лермонтова в живописи, сложно. Можно сказать точно, что эти два вида искусства успешно дополняют друг друга. В зависимости от картины и стихотворения, они служили иллюстрацией друг к другу – смотря что увидело свет раньше. Так, стихотворение «Кавказ», несомненно, было навеяно романтическими и чарующими пейзажами местности. А затем поэзия отображалась в живописи.

живопись лермонтова кавказ
Стихотворение «Кавказ» пронизано переживаниями лирического героя о том, что на заре осознанной жизни он вынужден отбывать службу на Кавказе, вдали от Родины. Но он любит этот край, дарующий ему столько наслаждения от созерцания его красот. Изобразить такие переживания на холсте, согласитесь, сложно. Но тут работает функция дополнения.

Произведения Лермонтова в живописи носят иллюстративный и пояснительный характер. Больше всего это касается портретов и пейзажей. Желая передать характер, настроение и черты лирического героя, автор как бы настаивает на своей версии восприятия персонажа.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Что почитать об акварелях Лермонтова?
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.