Россия присутствует в арктическом регионе не одно столетие. По мере развития транспортных и иных инфраструктурных ресурсов шло постепенное освоение Арктики. СССР концентрировал свои усилия главным образом на реализации локальных проектов по освоению отдельных месторождений. Сейчас российские власти предпринимают активные попытки значительно увеличить динамику задействования ресурсов региона.
Тому есть причины. В числе тех, которые отмечают эксперты, - некоторое улучшение климатических условий (когда стало доступно больше территорий), глобальные процессы в мировой экономике, которые требуют задействования дополнительных транспортных путей, в числе которых могут быть северные магистрали. Проблемы освоения Арктики достаточно многообразны - это и экология, и политика, и социально-экономические аспекты. Но перспективы работы в этом направлении, как считают эксперты, весьма значительные.
Освоение
История освоения Арктики особенно увлекательна. Первые сведения о регионе в российских источниках датируются 10 веком. Особенно активно шло освоение территорий, которые сейчас принято относить к Северному морскому пути. В 16 веке поморы сумели добраться до устья Оби, а затем - до Енисея, Лены. Есть, между тем, сведения о том, что освоение Арктики человеком фактически берет начало с древнейших времен, с каменного века. В 16-17 веках русские мореплаватели сумели открыть для себя основную часть береговой линии Арктики, открыв тем самым путь в Тихий Океан.
В середине 18 века на побережье Арктики работали исследователи Великой Северной экспедиции во главе с Витусом Берингом. Ученые смогли составить ценнейший картографический и гидрографический материал. В начале 19 века русские мореплаватели продолжали активно исследовать Арктику. В некоторых экспедициях участвовали также и иностранные исследователи. Так, например, в 1873 году архипелаг, названный Землей Франца-Иосифа, открыли мореходы из Австро-Венгрии. В 1878-1879 годах Северный морской путь от начала и до конца прошли исследователи из совместной шведско-русской морской экспедиции на корабле "Вега". В 1899 году был построен легендарный ледокол "Ермак", который позволил наладить связь между различными регионами севера России. Освоение Арктики шаг за шагом шло и в 20 веке. Несмотря на сложные времена после Октябрьской революции, в 1920-е годы были созданы сразу несколько структур, задачей которых было дальнейшее изучение региона. В 1923-1933 годах в районах, прилегающих к Северному Ледовитому океану, российские, а затем советские исследователи построили 19 метеостанций. Активно осваивался Русский Север и в 30-е годы.
С началом Великой Отечественной войны исследование Арктики временно прекратилось, но инфраструктура региона, созданная в предыдущие годы, внесла значимый вклад в победу. В годы после войны Северный морской путь вновь стали посещать советские исследователи. В регионах, прилегающих к Арктике, были освоены месторождения нефти, газа, золота, алмазов. Развивалась инфраструктура городов, строились новые населенные пункты, появлялись крупные индустриальные объекты. История освоения Арктики в советский период характеризовалась реализацией настолько масштабных и фундаментально значимых проектов, что и современная Россия до сих пор использует и инфраструктуру, и научное наследие того времени. Вместе с тем, перед нашей страной стоят новые задачи в освоении региона.
Мировая значимость
Интерес к Арктике испытывает не только Россия. Основная причина того, что данная часть света привлекает внимание государств фактически со всех окружающих континентов, - огромные природные богатства. Как минимум, еще четыре страны, кроме России, претендуют на освоение Арктики - это США, Канада, Норвегия и Дания. Каждая из стран так или иначе имеет морской выход в данный макрорегион.
Ресурсы российской Арктики
Значительные пространства континентальной части Арктики принадлежат России. Здесь есть уникальные месторождения нефти и газа, и первые этапы в их освоении наша страна уже начинает реализовывать. Это можно наблюдать, в частности, на примере приличных темпов возведения жилья в тех регионах, что прилегают к арктическому шельфу - чтобы будущие исследователи макрорегиона и трудовые коллективы смогли поселиться близ перспективных объектов. В одном только Ямало-Ненецком АО сейчас возводятся сотни тысяч квадратных метров жилых массивов. Совершенствуется и транспортная инфраструктура.
Ближайшие цели
Каковы ближайшие этапы, в рамках которых будет осуществляться освоение Арктики Россией? Наибольшая активность исследователей и предпринимателей из нашей страны предполагается в направлении развития Бованенковского месторождения нефти и газа, расположенного в Ямало-Ненецком регионе. Как считают некоторые эксперты, это во многом предопределит перспективы экономического развития в этой части России.
Планируется, что на освоение Арктики до 2020 года федеральные власти РФ потратят около 630 млрд рублей. Порядка 50 млрд предполагается привлечь также из региональных бюджетов. Данные цифры предусматривает государственная программа освоения Арктики, вместе с тем их величина может быть пересмотрена. Цель соответствующей программы - комплексное развитие всего арктического региона.
Географически к российской Арктике принято причислять береговые и шельфовые зоны таких субъектов, как Мурманская, Архангельская области, Ямало-Ненецкий АО, Красноярский край, Якутию, Чукотский автономный округ. Ресурсный потенциал региона, как считают власти, огромен. Но его практическая реализация требует значительных усилий, связанных с решением вопросов экологии, внешней политики. Развитие транспортной, энергетической инфраструктуры, туризма, перспективных направлений, таких как, например, освоение шельфа Арктики, - весьма ресурсоемкие направления деятельности.
Природные ресурсы Ямала
Уже сейчас Ямальский регион - один из ключевых для российской газовой промышленности. На текущих месторождениях добывается более 80% нашего газа. Суммарные запасы голубого топлива на Ямале - триллионы кубометров. Есть здесь и нефть - ее резервы оцениваются примерно в 200 млн тонн. Государственными и частными структурами планируется активное развитие инфраструктуры, способной обеспечивать транзит газа с Ямала.
Газовая инфраструктура
В числе приоритетных направлений в строительстве инфраструктуры на Ямале - производство сжиженного природного газа. Прежде всего, это завод неподалеку от населенного пункта Сабетта, который строит "НОВАТЭК". Ожидаемая мощность данного предприятия - порядка 15 млн тонн. Рядом с заводом предполагается возведение аэропорта, крупного морского порта. Как ожидается, основное месторождение, на базе которого будет функционировать предприятие, - Южно-Тамбейское, которое считается крупнейшим на Ямале. Его запасы - 1,3 трлн кубометров газа. Есть сведения о том, что реализация этого проекта будет во многом ориентирована на внешние рынки. Планируемый срок ввода завода в эксплуатацию - 2016 год.
Северный широтный ход
Освоение Арктики Россией, конечно, не ограничивается деятельностью в газовой индустрии. В числе примечательных направлений - строительство перспективного морского пути - Северного широтного хода. В состав данной мореходной магистрали, как предполагается, войдут такие порты, как Салехард, Надым, Новый Уренгой. Реализация программы строительства этого морского пути связана с необходимостью обеспечения связи между разными участками арктического макрорегиона.
Железнодорожная инфраструктура
Освоение Арктики сопровождается строительством новых железнодорожных сетей в регионе. Это особенно важно, в частности, для освоения нефтяных и газоконденсатных месторождений, а также с точки зрения социально-экономического развития Ямало-Ненецкого региона в целом. Предполагается строительство узловой железнодорожной станции Обская-2, прокладка путей, которые соединят Салехард с участками Северной железной дороги. Планируется возведение моста через Обь. Данные объекты предполагается ввести в эксплуатацию в 2015 году.
Нефтяная инфраструктура
Транспортировка нефти с Ямала и других месторождений макрорегиона требует развития соответствующей инфраструктуры. В числе приоритетных объектов - нефтепровод "Пур-Пе" - "Самотлор". Уникальность его - в географическом положении. Он - самый северный из магистральных нефтепроводов РФ. Цель его строительства - увеличение объемов транспортируемой нефти из Арктики и Сибири в европейскую часть РФ с перспективами экспорта.
Электроэнергетическая инфраструктура
Освоение Арктики требует внедрения объектов электроэнергетической инфраструктуры. В числе ключевых - электростанция "Полярная". Ее строительство было завершено в 2011 году. Установленная мощность станции - 268 МВт. "Полярная" во многом способствует установлению бесперебойного снабжения электроэнергией производств, сконцентрированных на Ямале, а также жителей городов региона, позволяет заменить устаревшие котельные, что используются в населенных пунктах. При этом предполагается последующее снижение тарифов на электричество и тепло для жителей Ямала.
Переработка газа
Предполагается, что добыча и транспортировка сырья на Ямале должны дополняться также и перерабатывающими производствами. В частности, адаптированными к использованию так называемого попутного газа. Дело в том, что данный вид сырья может быть основой для извлечения легких углеводородов. Их, в свою очередь, могут использовать предприятия химической промышленности для производства резины, моющих средств и т. д. В числе ключевых объектов производственной инфраструктуры в Арктическом регионе - комплекс по переработке газа в Ноябрьске, а также аналогичное предприятие в городе Губкинском.
Ветровая энергетика
Разрабатываемая российскими властями и корпорациями стратегия освоения Арктики включает также и освоение альтернативных методов выработки электроэнергии. В этом направлении можно отметить работу по строительству ветровых электростанций. Согласно одному из текущих проектов регион обладает оптимальными климатическими ресурсами для успешной практической реализации проектов, связанных с освоением альтернативных источников энергии. При этом ветровые электростанции, которые планируется построить, не требуют выработки каких-то принципиально новых технологических решений - все, что необходимо, уже есть на рынке. Внедрять соответствующие наработки можно - экономическая целесообразность их реализации доказана. Правительство Ямало-Ненецкого АО заявляло о своей готовности быть одним из инвесторов проектов соответствующей направленности.
Туризм
Освоение российской Арктики предполагается не только в аспекте промышленного развития, но также и в несколько ином ключе - туристами. Сейчас количество энтузиастов, решивших посетить Ямал в рамках турпохода, не так много. Вместе с тем потенциал развития соответствующей индустрии в регионе значительный. Это выражается во множестве аспектов. Во-первых, на Ямале красивейшая природа. Во-вторых, здесь живут коренные народы России, чьи культура, быт и гостеприимство придают особый колорит региону. В-третьих, Ямал - прекрасное место для любителей активного отдыха.
Вновь отметим, что о своей заинтересованности в развитии туристической индустрии заявило Правительство Ямала. В планах властей - содействовать развитию инфраструктуры, необходимой для путешественников, а также поддержка предпринимателей, занимающихся привлечением туристов в регион. Некоторые эксперты считают, что Ямал, как и другие регионы Арктики, перспективен с точки зрения развития круизных путешествий.
Экологический аспект
Каковы основные проблемы, без решения которых успешное освоение российской Арктики может быть затруднено? В начале статьи мы отметили, что в числе сфер, которые требуют повышенного внимания, - экология. В числе направлений работы, которые необходимо реализовать в ближайшее время, - очистка Арктики в тех регионах, где экологические риски наиболее заметны.
Фактор цен на нефть
По одной из версий мировая экономика вступает в фазу преобладания сравнительно невысоких цен на нефть. Может ли данное обстоятельство стать негативным фактором в аспекте освоения Арктики? Многие эксперты полагают, что себестоимость добычи нефти и газа в регионе такова, что даже при текущих не самых высоких мировых ценах на черное золото соответствующий вид экономической деятельности останется рентабельным.