Что представляют собою низшие божества, населявшие леса, реки и горы

Славянская мифология относится к древнему язычеству и многобожию. Для нее характерен пантеизм – философия рассмотрения природы и космоса в неразрывном единстве. По мнению славян, весь окружающий мир является одушевленным. У каждого ручейка и цветка, дерева и горы есть свой дух-хранитель. И славяне молились им, чтобы заручиться защитой, покровительством и поддержкой.

Славянский пантеон

низшие божества населявшие леса реки и горы

Древние божества делились на высших и низших. Высшие правили судьбами людей и мира, а низшие имели свои небольшие вотчины в тех или иных уголках природы и олицетворяли ее стихии. Появление этих сущностей в мифологии объясняется образом жизни славян, их повседневными занятиями, трудом и бытом. Кто же они, низшие божества, населявшие леса, реки и горы? Перечислим основных: полевики, водяные и лешие, кветуни, русалки и кикиморы, небезызвестная Баба Яга и прочие. У каждого существа был свой норов, достаточно прихотливый. И чтобы пользы от невидимых обитателей нашего мира было больше, чем зла, людям приходилось изучать их, строить отношения, вести себя особым образом. Т. е. принимать «правила игры», которые предлагали им низшие божества, населявшие леса, реки и горы, чтобы без опасений обрабатывать землю и охотиться, разводить пчел и скот, заниматься рыболовством и другими промыслами, а попросту – чтобы жить - не тужить, детей поднимать, свой род укреплять.

Старичок ростом мал, да силой велик…

низшие божества славян
Низшие божества, населявшие леса, реки и горы, поля и луга, имели, по представлениям наших пращуров, разное обличие. Например, хранители посевов и урожаев – полевики – представлялись добродушными старичками невысокого роста, озорными и проказливыми. Они были добрыми помощниками земледельцев, однако частенько любили подшучивать над людьми.

Заметить полевика можно было во время покосов – он убегал от серпа в ту часть поля, где стоит еще не убранное жито. Или же вдруг к крестьянину подходил невесть откуда взявшийся дедушка и просил – ни много ни мало – нос ему подтереть. Если у человека хватало ума просьбу выполнить, он получал хорошую награду. Так, уже древние славяне понимали и подчеркивали: земля щедро поделится своим добром со всеми, но только если люди не побоятся тяжелого труда, не побоятся руки испачкать. Таким образом, низшие божества, населявшие леса, реки и горы, выполняют не только обережную, но и воспитательную функцию.

Да, считалось, что у полевика есть сынок – луговик. Он следит за покосами и наказывает нерадивых крестьян, которые прозевали время самого лучшего сбора травы. Луговик может превратить все покосы в сухостой или так травы переплести между собой, что уже невозможно их убрать. Вот так, через мифы, народ воспитывал в себе трудолюбие и бережное отношение к дарам природы.

Под небом Эллады и Рима

низшие божества сатиры и нимфы
Язычество как тип мышления и средство познания мира вообще характерно для древних культур и цивилизаций. Это легко доказать, сопоставив, например, славянскую мифологию и низшие божества – сатиры и нимфы – из мифологии древнегреческой и римской. Первые обитали в лесах и горах, носили бороды и рога, имели хвосты и раздвоенные копыта. Они олицетворяли собою неистощимое плодородие природы и земли, играли на флейтах, любили вино и часто собирали урожай плодов и винограда для людей или же изливали все это из своих рогов изобилия. Низшие божества (сатиры и нимфы, наяды) являются также духами леса и воды, деревьев и водоемов. Легенды, связанные с ними, носят ярко выраженную эротическую окраску и сексуальный подтекст. Связано это не только с бытом и нравами того времени, но и с почитанием самого культа рождения, оплодотворения, появления на свет всего живого. Кстати, близким им славянским мифическим существом был Лель – чудесной красоты юноша, играющий на волшебной свирели весной в полях, лугах, рощах, когда все цветет, благоухает и исполнено жаждой любви и рождения-творчества.

В гостях у лешего

Важный и строгий бог лесных угодий – Святобор. Он наблюдает за порядками в своих владениях, следит, чтобы охотники и порубщики не вредили природе, были с нею уважительны и бережны. Древние народы точно знали, что если ловить рыбу во время нереста или стрелять по самке животного с детенышем, беды не миновать. Святобор и подчиняющиеся ему низшие божества славян расправятся с обидчиками природы, да так, что и другим неповадно будет. Среди помощников его были лешие, туросики, стукачи, свиды, кикиморы, шишиги, мавки и прочие. Так, леший принимал вид то корявого пня, заросшего мхом, то старика с седой бородой, завернутого в звериную шкуру. Он мог подражать лесным звукам, заманивая охотников в непроходимую глушь, путая их, а мог и вывести на опушки, куда рукой подать до человеческого жилья. Зная это, люди, отправляясь в лес, старались понравиться его хозяевам. Без нужды не рубили деревья, не ломали веток, не убивали живности более, чем требовалось для пропитания. Даже лишнего шума не поднимали, чтобы не потревожить таинственных сущностей.

Собираясь по воду

божество реки
Главное божество реки – это водяной. Он обитает также в озерах, болотах, ручьях. Его часто представляли толстым стариком с чешуйчатым торсом и рыбьим хвостом. Чтобы поставить любые строения на берегу водоема, следовало испросить у водяного разрешения. Он сохранял чистоту родников, их целебную силу. Подружками существа были русалки, опекающие поля, воды и леса. По одним мифам, они являлись душами утопленниц, по другим – духами природных стихий и плодородия.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.