Объем экспортных операций является одним из показателей экономического развития страны. Прочная позиция государства на международном рынке свидетельствует не только о производственных преимуществах, но и характеризует конкурентоспособность продукции.
Что такое экспорт
Экспорт – это вывоз за пределы страны разных товаров и материальных благ с целью их реализации на международном рынке. В современных экономических условиях кроме вещественного товара большинством государств все чаще предлагаются на внешнем рынке такие нематериальные продукты, как капитал и услуги. То есть экспортировать – это значит предоставлять иностранному партнеру разные материальные и интеллектуальные услуги за определенную плату.
Экспорт считается результатом международного разделения труда. Также он является материальной предпосылкой для осуществления импорта другими государствами. Средства, полученные от экспорта продукции, служат основным источником оплаты импорта.
Дело в том, что каждое государство имеет свои ресурсные возможности, позволяющие производить сырье или готовый товар с наименьшими издержками, который выгодно экспортировать. Импортировать такой стране приходится материальные блага, которых ей не хватает. Таким образом, все экспортно-импортные операции тесно взаимосвязаны и формируют международные отношения.
Международные торговые обороты
Международные торговые операции включают экспорт и импорт всех стран мира, а их общая величина обозначает внешнеторговый оборот. Объем всей мировой торговли рассчитывается путем суммирования всех доходов, которые приносят лишь экспортируемые товары.
При расчете показателей экспортно-импортных операций экономисты обязательно подсчитывают сальдо внешнего оборота. Если объем экспорта превышает показатель импорта, значить сальдо является положительным. Это свидетельствует о больших объемах производства национального продукта. В случае отрицательного сальдо можно утверждать, что страна больше закупает продукции за границей и мало экспортирует.
Требования экспорта
Существуют определенные требования, согласно которым стране позволяется экспортировать. Это набор правил и условий, указанных в международных нормативных актах и законодательстве каждой страны. Во-первых, во время экспорта за вывозной товар нужно заплатить таможенные сборы и пошлины. Во-вторых, все участники сделки обязаны соблюдать финансовые и экономические меры, предусмотренные таможенными законодательными актами задействованных в международной торговле стран.
Кроме разных пошлин, вывоз товара часто регулируется лицензированием и квотированием. Это значит, что требуются дополнительные документы для того, чтобы экспортировать. Это специальные разрешения и лицензии, которые выдаются уполномоченным органом и имеют юридическую силу. Например, экспортировать предмет культуры можно только со специальным свидетельством, выданным службой по сохранению культурных ценностей страны.
Очень важное условие всех внешнеэкономических торгов – экспортируемая продукция должна попасть в страну-покупатель в том состоянии, в котором она находилась в момент составления таможенной декларации. Если товар плохо сохранился, был поврежден во время транспортировки или изменился в результате естественного износа, закупщик имеет право отказаться от сделки.
Методы стимуляции экспорта
Каждая страна, независимо от уровня развития, стремится как можно больше экспортировать. Это обеспечивает страну выручкой, в размерах которой правительство сможет осуществлять импорт. С целью увеличения экспортного потенциала многие страны применяют экономические инструменты стимулирования внешней торговли. Так, довольно положительно на сбыт товара влияет предоставление экспортерам и иностранным контрагентам выгодных кредитов и займов с низкими процентами. Также на стимулирование экспорта хорошо влияет качественная реклама продукции за рубежом, которая предоставляет мировому рынку информацию о предлагаемом товаре.
Многие государства предлагают отечественным фирмам, в зависимости от вида продукции и объемов производства, налоговые льготы. В основном такие субсидии незначительны, но в некоторых случаях они достигают больших размеров.
Важным инструментом стимулирования экспорта является государственное кредитование. Государство предлагает экспортерам кредиты с пониженной процентной ставкой и длинными сроками. С этой целью большинство стран создают специальные банки и финансовые организации, которые занимаются таким видом кредитования.
На объемы экспортных операций существенным образом влияет внутреннее валютное регулирование. Стабильность курса национальной валюты позволяет участникам сделок планировать объемы продаж и прогнозировать выручку в долгосрочной перспективе.