Центр (театр) имени Вс. Мейерхольда в Москве – это современная площадка, где проводятся театральные эксперименты. На его сцене демонстрируются только самые интересные спектакли, которые проходят в рамках различных международных фестивалей, а также национального фестиваля «Золотая маска».
Мейерхольд
Всеволод Эмильевич родился 10 февраля 1874 года в городе Пензе. Он играл в любительских театрах. Учился в Московском университете на юридическом факультете, но оставил обучение и поступил в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества в класс Владимира Ивановича Немировича-Данченко. С 1898 года был актёром Московского художественного театра, а в 1902 году возглавил группу молодых актёров, которая странствовала по провинции. За 3 сезона сотрудничества с этой труппой Вс. Мейерхольд исполнил около сотни ролей и был постановщиком около двух сотен спектаклей. В 1905 году ему предложил сотрудничество К. С. Станиславский в своей Студии на Поварской в Москве, где он подготовил две постановки.
В 1906 году в свой театр в Санкт-Петербурге на должность главного режиссёра Вс. Мейерхольда пригласила В. Комиссаржевская. За один сезон он выпустил на сцену 13 спектаклей. Но в 1907 году В. Комиссаржевская предложила ему покинуть театр из-за разногласий. В 1907-1917 годах Всеволод Эмильевич служил в Императорских театрах в Петербурге. С 1920 по 1938 годы руководил собственным театром. В 30-е годы 20 века началась травля Вс. Мейерхольда, его искусство было объявлено враждебным, его театр был закрыт. В июле 1939 года Всеволод Эмильевич был арестован, а в феврале 1940 его расстреляли.
Театр имени Вс. Мейерхольда
Театр Мейерхольда (Москва) был основан в 1920 году. Просуществовал он 18 лет, и несколько раз его название менялось. Создателем театра был Всеволод Мейерхольд. Он в то время заведовал театральным отделом Наркомпроса. Самое первое название – «Театр РСФСР 1-й». Главной идеей режиссёра было создание театра зрелищного, агитационного, он стремился, чтобы между артистами и зрителями устанавливался прямой контакт. Интересной находкой в спектакле «Зори» было то, что в нём принимали участие красноармейцы. А в «Мистерии-Буфф» сцена сливалась со зрительным залом, в который была перенесена часть действия.
Театр Мейерхольда в 1921 годы стал базой для Высших режиссёрских мастерских, где было открыто два факультета – актёрский и режиссёрский. Всеволод Эмильевич готовил актёров по собственной системе, которая включала в себя «биомеханику». Вс. Мейерхольд считал, что актёры не должны играть конкретные характеры, они должны показывать обобщённые образы, не психологию личности, а самосознание класса. Одним из первых студентов Всеволода Эмильевича был Сергей Эйзенштейн. В сентябре 1921 года театр был закрыт, но в 1922 году он открылся уже с названием Театр актёра.
Летом 1922 года мастерские Вс. Мейерхольда объединились с Государственным институтом музыкальной драмы, в результате чего был образован ГИТИС. Вскоре театр Мейерхольда вновь сменил своё название, в результате очередного объединения. Теперь его мастерские слились с Опытно-героическим театром Б. Фердинандова, и родился Театр ГИТИСа. Но и ему не была суждена долгая жизнь. В 1923 году его переименовали в Театр имени Мейерхольда. Но актёры и режиссёры, воспитанные Всеволодом Эмильевичем, не задерживались в его театре надолго, поскольку он был деспотичен. Постановки в театре Вс. Мейерхольда вызывали споры, поскольку часто это были осовремененные классические пьесы, за что многие обвиняли его в надругательстве над классикой. В 30-е годы 20 века спектакли Всеволода Эмильевича всё больше не нравились партийному руководству, некоторые из них запрещались ещё на стадии репетиционного процесса. В итоге в 1938 году театр Мейерхольда был закрыт. Объяснялось закрытие тем, что в нём антиобщественная атмосфера и чуждые советскому обществу позиции.
«Условный театр» Э. Мейерхольда
Термин Вс. Мейерхольда «условный театр» обозначает противовес театру реалистическому. В чём причина возникновения такого определения? В том, что театр условен сам по себе, поскольку всё, что происходит на сцене – это не реальные события, это спектакль, и как бы реалистично он ни выглядел, но артисты и зрители не верят в происходящее на все 100 процентов. Ведь Дездемону Отелло не душит на самом деле. Но при этом зритель сопереживает персонажам. Условность – это признак любого театра.
ЦИМ
Центр имени Вс. Мейерхольда (ЦИМ) основан в 1991 году. На сегодняшний день это не только театральная сцена, где демонстрируются различные постановки, это ещё и институт современного театра. С именем Мейерхольда театр связан неслучайно. Всеволод Эмильевич был реформатором и экспериментатором. А Театр-центр Мейерхольда главным своим направлением выбрал как раз поиск новых творческих решений. Все спектакли, которые идут на сцене ЦИМ, отличаются оригинальностью, они современные и интересные.
Поражает и техническая оснащённость данной площадки. Зал здесь – настоящий трансформер, сцена может подниматься и опускаться, зрительские кресла разбираются.
Здесь нет постоянной труппы, хотя выпускается немало собственных премьер. В основном проходят показы спектаклей, которые привозят в Москву со всего мира. Также здесь работают труппы, не имеющие собственных площадок.
Помимо всего прочего, в здании ЦИМ открыта магистратура «Школа театрального лидера», где повышают свою квалификацию режиссёры России, стран СНГ и Балтии.
Зрители, которые интересуются современными тенденциями в искусстве и ценят свежий взгляд на театр, с восторгом воспринимают все постановки, которые можно увидеть в ЦИМ.
Репертуар ЦИМ
Разнообразные спектакли включает в свой репертуар театр Мейерхольда. Афиша на ближайшие несколько месяцев предлагает зрителям следующие постановки:
- «Норманск»;
- «Колбаса»;
- «Сфорца»;
- «Красный угол»;
- «Оп-Арт»;
- «Застывший смех»;
- «Дом под столом» («Театр-Игрушка»);
- «История о Зигфриде и Брунгильде» (жанр сторителлинг);
- «Четырнадцать плюс» («Этюд-Театр» СПб) и другие спектакли.
Отзывы о ЦИМ
Зрители оставляют о своем посещении данного центра самые различные отзывы. Подавляющее большинство из них - положительные. Зрители считают здание ЦИМ очень удобным и технически оснащённым, зал находится на 6 этаже, но есть лифт, поэтому подняться не составляет никакого труда. Публика отмечает, что работники Центра очень вежливы и обходительны и при наличии свободных мест предлагают пересесть поближе к сцене. Также зрители пишут о том, что зал устроен очень удобно.
Во-первых, в нём немного рядов, при этом от передних к задним идёт хороший подъём, благодаря которому происходящее на сцене видно прекрасно с любого места. Что касается постановок, то большинство из них зрители оценивают как удачные и интересные, оригинальные. Лучшим показателем того, что зрители любят ЦИМ, является тот факт, что зал всегда полон и билеты приобретать нужно заранее, иначе рискуешь не попасть на спектакль.Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда» в Пензе
Театр Мейерхольда в городе Пензе был основан в 2003 году. Именно тогда Музей Вс. Мейерхольда был превращён в Центр театрального искусства под названием «Дом Мейерхольда». В труппу набраны исключительно мужчины, так как условия жанра, выбранного театром, были таковы, что предполагались тяжёлые физические нагрузки. Большой популярностью пользуется в своём регионе театр Мейерхольда. Афиша (Пенза) предлагает зрителям следующие постановки:
- «Венецианские затейники»;
- «Прогноз погоды»;
- «Три апельсина»;
- «Щелкунчик» и другие спектакли.
Отзывы о пензенском театре
Те, кто уже успел насладиться постановками "Дома Мейерхольда", советуют всем тем, кто ещё ни разу там не был, обязательно посетить этот театр, а гостям города - непременно включить его в план своей культурной программы. Зрителям очень нравится, что зал в театре небольшой - всего на 50 человек, и за счёт этого обстановка получается тёплой и домашней. К тому же билеты недорогие, а спектакли очень интересные.