Принято считать, что граница между Азией и Европой проходит по горному хребту Урала, побережью Каспийского моря и ряду проливов и рек. Протяженность такого пути составляет около 6 тысяч километров.
Существует и альтернативный вариант, по которому граница проводится по водоразделу Уральского края и Кавказа. Узнать, какая из версий истинна, поможет исторический, географический обзор континента.
Ранние представления
С далекой древности люди задавались вопросами о том, где заканчивается земля, что представляют собой части света. Около 3-х тысячелетий назад суша впервые была условно поделена на 3 области: Запад, Восток и Африку.
Античные греки считали, что граница между Азией и Европой проходит по Черному морю. В то время оно называлось Понту. Римляне сдвинули границу к Азовскому морю. По их мнению, разделение шло по акватории Меотиды, включая Керченский пролив между Европой и Азией и реку Дон.
Представления 18-19 веков
Постепенно понятия о разделении частей света стали складываться воедино. В средневековых арабских летописях границей значились акватории рек Камы и Волги. Французы считали, что линия деления проходит по руслу Оби.
В 1730 году предложение о проведении границы по бассейну Уральских гор выдвинул шведский ученый Страленберг. Идентичную теорию чуть ранее в своих авторских трудах обозначил и русский теолог В. Татищев. Он опроверг идеи о разделении частей света только по рекам Российский империи. По его мнению, граница между Азией и Европой должна быть проведена от Великого Пояса до побережья Каспийского моря и Таурисских гор. Таким образом, обе теории сходились в одном – разделение проходит по акватории Уральского хребта.
Еще в 1790-х географ Паллас предложил ограничить разделение южными склонами рек Волги, Общего Сырта, Маныч и Ергени. Из-за этого к Азии относилась Прикаспийская низменность. В начале 19 века граница была вновь отодвинута чуть западнее – к реке Эмбе.
Подтверждение теорий
Весной 2010 года российским Обществом географов была организована масштабная экспедиция на территорию Казахстана. Целью похода значилась ревизия общеполитических взглядов на линию разделения частей света - горный хребет (ниже см. фото). Граница Европы и Азии должна была проходить по южной части Уральской возвышенности. В результате экспедиции ученые определили, что разделение находится немного поодаль от Златоуста. Далее Уральский хребет распадался и терял выраженную ось. В этой местности горы разделяются на несколько параллелей.
Между учеными встала дилемма: какой из распавшихся хребтов считать границей частей света. В ходе дальнейшей экспедиции было установлено, что корректное разделение должно проходить по берегам рек Эмба и Урал. Только они способны четко представить истинные границы материка.Другой версией было установление оси деления по восточному перешейку Прикаспийской низменности. Доклады российских ученых были приняты во внимание, однако рассмотрения Международным союзом они так и не дождались.
Современная граница
Долгое время политические взгляды не давали европейским и азиатским державам договориться о конечном разделении частей света. Тем не менее в конце 20 века определение официальной границы все же состоялось. Обе стороны исходили из культурных и исторических концепций.
На сегодняшний день ось деления Европы и Азии идет через Эгейское, Мраморное, Черное и Каспийское моря, проливы Босфор и Дарданеллы, акваторию Урала вплоть до Ледовитого океана. Такая граница представлена в международном географическом атласе. Таким образом, Урал – единственная река между Европой и Азией, через которую проходит разделение.По официальной версии, Азербайджан и Грузия частично находятся на территории обеих частей света. Стамбул и вовсе является трансконтинентальным городом из-за принадлежности пролива Босфор и к Азии, и к Европе. Аналогичная ситуация обстоит и со всей страной Турцией. Примечательно, что город Ростов также принадлежит Азии, хоть и находится на территории России.
Точное деление по Уралу
Вопрос о пограничной оси между частям света неожиданно открыл активную дискуссию среди жителей и властей Екатеринбурга. Дело в том, что этот город между Европой и Азией находится на данный момент в нескольких десятках километров от зоны условного деления. С учетом стремительного территориального роста Екатеринбург уже в ближайшие годы может унаследовать судьбу Стамбула, став трансконтинентальным. Примечательно, что в 17 км от Ново-Московского тракта уже возведен мемориал, показывающий границу частей света.
Куда интереснее ситуация обстоит в окрестностях города. Здесь находятся и большие акватории, и горные хребты, и населенные пункты. На данный момент граница проходит по водоразделу Среднего Урал, поэтому пока эти области остаются в Европе. Это касается и Новоуральска, и гор Котел, Березовая, Варначья, Храстальная, и озера Чусовское. Сей факт ставит под сомнение правильность возведения на Ново-Московском тракте пограничного мемориала.Трансконтинентальные государства
На сегодняшний день Россия – самая большая по пограничной территории страна между Европой и Азией. Такие сведения были озвучены еще в конце 20 века на саммите ООН. Всего трансконтинентальных государств насчитывается пять, включая Российскую Федерацию.
Из остальных следует выделить Казахстан. Эта страна не входит ни в Совет Европы, ни в азиатский аналог. Республика с площадью в 2,7 миллионов кв. км и населением около 17,5 млн человек имеет межконтинентальный статус. Сегодня она входит в Евразийское Сообщество.
Под юрисдикцию Совета Европы попадают такие пограничные страны, как Армения и Кипр, а также Турция, Грузия и Азербайджан. С Россией отношения определены только в рамках договоренного регламента.
Трансконтинентальные мосты
В общей сложности на все сооружения было потрачено свыше 1,5 миллиардов долларов. Главный мост между Азией и Европой лежит через пролив Босфор. Его длина составляет более 1,5 километров при ширине в 33 м. Босфорский мост является подвесным, то есть основные крепления находятся сверху, а само сооружение имеет форму дуги. Высота в центральной точке равна 165 метрам.
Мост не отличается живописностью, однако считается главным межконтинентальным символом Стамбула. На строительство властями было потрачено порядка 200 миллионов долларов. Стоит отметить, что пешеходам подниматься на мост строго запрещено, чтобы исключить случаи самоубийства. Проезд для транспорта платный.
Трансконтинентальные памятные знаки
Большинство обелисков находится на Урале, в Казахстане и Стамбуле. Из таковых следует выделить памятный знак у пролива Югорский Шар. Находится он на острове Вайгач и является самой северной точкой границы Европы и Азии.
Крайние восточные координаты трансконтинентальной оси отмечены знаком в верховье реки Малой Щучьей.
Из обелисков можно выделить памятники у поселка Промысла, на станции Уральский Хребет, на перевале Синегорский, на горе Котел, в Магнитогорске и др.