Импровизация в любом из доступных проявлений – это немаловажная и достаточно интересная часть нашей жизни, как социальной, так и творческой. Она охватывает множество направлений и видов деятельности, а потому вопрос о том, что такое импровизация и каковы её отличительные черты, может возникнуть вне зависимости от занятости и личных качеств. Рассмотрим его в деталях.
Так что такое импровизация?
Слово «импровизация» находится на слуху у большинства из нас. Происходящее от латинского «improvisus», оно обозначает акт неожиданного, непредвиденного и сиюминутного творения, будь то вдохновенное написание картины по чистому наитию или же способность вести доклад со сцены без какой-либо предварительной подготовки. Например, умение наиграть мелодию на музыкальном инструменте и поддержать скатывающуюся по наклонной беседу – это что такое? Импровизация во всей своей красе!
Классификация
Как можно было догадаться, импровизация существует во многих проявлениях и видах, основными среди которых считаются:
- Музыкальная импровизация – возможность создавать мелодию из ничего. При этом жанр и инструмент не имеют значения: существуют уроки по развитию навыка импровизации в джазе, рок-музыке и даже хип-хопе.
- Танцевальная – например, контактная импровизация или хип-хоп.
- Литературная импровизация, или экспромт. Способность придумывать и облекать сюжеты в качестве баллад, историй или стихов.
- Театральная импровизация – сценическое мастерство, при котором актёр способен поддерживать ход представления и вести своего персонажа по сюжету вне зависимости от заданного сценария, но так, как того требует обстановка.
Импровизация на сцене
Всем нам известны примеры импровизации на театральных подмостках, когда актёр, забыв текст собственной роли или столкнувшись с непредвиденными обстоятельствами, вынужден был продолжать представление сам по себе. Порой отступления актёров от роли и небольшие импровизации с их стороны даже приветствуются. Однако в профессиональных театрах отношение к подобному подходу крайне серьёзное: неуместная импровизация способна полностью исказить намеченный сценический образ и тем самым оставить пятно на самом спектакле.
Корни театральной импровизации тянутся к глубокой древности, когда для представлений выбирался лишь общий вектор развития, например, важное дворцовое событие, переломный момент войны или природный катаклизм. Детали же варьировались в зависимости от решения неких «высших сил», и, столкнувшись с последним, актёрам следовало целиком отдавать себя импровизации.Импровизация в танце
Танец – это таинство, в котором, как может показаться, нет места вольности и свободному стилю, однако подобное убеждение быстро опровергается представителями таких танцевальных течений, как хип-хоп и так называемая контактная импровизация. И если первый вариант представляет собой набор из конкретных движений и действий, то второй зачастую называют проявлением истинной гармонии. Контактная хореография построена на взаимодействии партнёров, при котором те могут искать вдохновение в движениях друг друга.
Импровизация в музыке
Возможно, самая загадочная часть импровизационного таланта: способность взять пару знакомых аккордов, сесть за привычный инструмент и выдать, возможно, непредсказуемую, но вполне законченную и самостоятельную мелодию. Вот что такое импровизация при создании музыки: моментальное сочинение чего-либо без всякой подготовки с одновременным исполнением придуманного.
Так, в начале своего музыкального пути Иоганн Себастьян Бах не только переиграл мелодию блестящего музыканта и композитора Луи Маршана, участвовавшего в музыкальном состязании, но и дополнил её столь мастерскими и витиеватыми импровизационными вкраплениями, что без труда затмил тем самым своего соперника. От вызова на следующую музыкальную дуэль Маршан просто уклонился, не решившись противостоять столь умелому импровизатору.
Методы музыкальной импровизации
Обладая музыкальным слухом и навыком игры на определенном инструменте, можно приобщиться к сообществу композиторов-импровизаторов. Первые шаги могут быть не очень удачными, но с изучением новых техник и пониманием основных концептов должен прийти опыт, а с ним – и положительная динамика.
Как пример рассмотрим несколько методов импровизации для фортепиано:- Базовый: следует изучить как можно больше мелодий, чтобы составить впечатление о процессе, затем разобраться во всех ладах и тональностях, и, наконец, освоить простейшие трёхзвучные аккорды.
- Музыкант выбирает определённую тональность и использует ее как аккомпанемент одной рукой, другой наигрывая какую-либо мелодию. Тональности имеет смысл менять в процессе игры – это позволяет освоиться с инструментом и увеличивает техничность композиции.
- Игра в пределах одного аккорда. Смысл тот же, что и пунктом выше, но основой для мелодии становится выбранный аккорд, который можно менять в зависимости от такта.
В любом случае основополагающим элементом мастерства является практика и умение обращаться с музыкой, использовать её по собственному усмотрению.
Импровизация в общении
Наиболее распространённый и понятный вариант импровизации – бытовой и касающийся каждого из нас: словесная импровизация. То, чего порой так сложно добиться и что поможет найти себя в любой компании – способность свободно говорить на любые темы без запинок и пауз, без слов-паразитов и внутреннего напряжения. Неудивительно, что в настоящее время со всех сторон доносятся десятки предложений пройти специальные курсы и тренинги, опробовать новый метод импровизации в диалоге или пройти инновационное обучение. Хотя основные концепции любого тренинга сводятся к простым приёмам: нужно чётко осознавать поднятую тему и выжимать из неё как можно больше путём обращения к подходящим ассоциациям, лирическим отступлениям или же вопросам, которые можно задать собеседнику.
Несмотря на общее разнообразие, методы развития навыка для всех категорий сходны: от человека требуется хорошая фантазия или стремление ее развивать – способность ориентироваться в рамках заданной темы и желание отдавать себя практике.