Есть такие поговорки, которые, казалось бы, не нуждаются в пояснении, например «учение – свет, а неученье – тьма». Но некоторые все же не понимают их смысла. Но не только для таких людей написана наша статья. На самом деле наша заметка для всех, потому что в ней будет не только значение пословицы, но и кое-что еще.
«Знание – сила»
Так говорил Ф. Бэкон – один из деятелей Нового времени. Он был настолько активным и энергичным товарищем, что даже умер, проводя научный опыт. Наш мир вполне бы мог подписаться под его словами. Реальность подчиняется профессионалам. Они разрабатывают новые гаджеты, пишут книги и тексты в Интернете (журналисты, например). Мир вертится вокруг тех, кто знает нечто.
Если же человек ничему не учится, то он не то что успеха в жизни не достигнет, он всю жизнь будет рабом системы и других людей, поэтому «учение – свет, а неученье – тьма». Правда, если быть до конца честными, то следует сказать, что человек, который успешно учится, не обязательно станет большим и важным начальником. В России реальность такова, что «умниками» часто, наоборот, управляют другие. А весь секрет в том, что у последних влиятельные родители или другие родственники. Таким образом, участь образованного человека в России – осознавать свою незавидную долю, страдать, плакать и понимать, как дела обстоят в мире. Конечно, это слабое утешение для тех, кто считает, что поговоркой «учение – свет, а неученье – тьма» можно мотивировать. Но поверьте, лучше осознавать свое существование, сделать его светлым, чем блуждать в темноте и думать, что так оно и надо. Однако мы отвлеклись. Переходим к значению.
Трактовка
Собственно, тут не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать это значение. Слова «ученье – свет, а неученье – тьма» смысл имеют такой: образование – это хорошо, а отсутствие оного – плохо. Причем в наше время это особенно актуально. Социолог Урлих Бек в книге «Общество риска. На пути к новому модерну» замечал, что в современном мире очень высоки требования к людям. Высшее образование (У. Бек ориентирован на Германию, естественно) является минимальным условием какой-либо успешности человека в современном социуме. Примечательно то, что и в России, и в Германии существует некоторое перенасыщение рынка специалистов с высшим образованием. Для такого количества кадров нет рабочих мест. Это справедливо и в отношении родины Пушкина, и в отношении родины Гете.
Об образовании в России
Вообще, еще В.В. Путин сказал, что хватит выпускать уже экономистов и юристов, их и так уже слишком много. Но вузы не услышали директиву президента и продолжили готовить никому не нужные кадры. Поэтому новоиспеченные специалисты после выпуска занимались чем угодно, кроме той деятельности, которой обучались. Ладно, всем известно, что у нас две реальности: одна – в действительности, а другая – по бумагам.
Афоризм «учение – свет, а неученье – тьма» дает, безусловно, правильный вектор развития, но многие, ввиду странного требования о том, что даже у уборщицы в России должно быть высшее образование, идут его получать, не особенно заботясь о свете, который одолеет и развеет тьму.
«Ученье – свет, а неученье – приятный полумрак»
К современной трактовке классического афоризма можно относиться как угодно. Например, можно сказать, что это шалость. А можно воспринимать эту мысль как некоторый символ времени. В сегодняшней Японии одна из самых популярных причин смерти – переутомление. А еще жители Страны восходящего солнца постоянно учатся – это непременное условие их профпригодности.
Поэтому иногда действительно лучше остановиться и оставить приятный глазу и сердцу полумрак. Другими словами, афоризм «ученье – свет, неученье – тьма» (пословицы вообще, надо сказать, ориентируют человека правильно) верен, но к нему, как и ко всему на свете, нужно относиться осторожно.
Кроме того, надо признать и еще один малопривлекательный факт: и в России, и в любой стране мира есть люди, неспособные к обучению. К сожалению, их удел – вечная мгла.