В данной статье будет рассказано о том, как проверить датчик Холла, который используется на автомобилях ВАЗ 2108 и более современных. Вы понимаете, что в любом автомобиле необходимо проводить контроль всех параметров двигателя внутреннего сгорания, чтобы знать, в каком состоянии он находится. Среди таких устройств можно выделить датчик Холла, который устанавливается на все автомобили, оснащенные бесконтактной системой зажигания. Благодаря этому устройству получилось избавиться от контактного прерывателя, а заодно увеличить выходное напряжение катушки, энергию искры, которая образуется между электродами свечей.
Работа датчика
В датчике Холла происходит изменение напряжения на управляющем выходе во время смены магнитного поля. Это устройство очень надежно, не требует вмешательства со стороны водителя во время всего срока эксплуатации. На автомобилях с карбюраторной системой впрыска такие датчики установлены в распределителе зажигания. Если происходит выход из строя его, то искра не вырабатывается. Следовательно, двигатель запустить невозможно. На автомобиле ВАЗ 2108 датчик Холла является основным элементом системы зажигания. На инжекторных автомобилях также используются датчики, в основе которых лежит эффект Холла.
Поломка: к чему приведет?
При этом поломка одного лишь датчика без труда способна остановить двигатель. На эффекте Холла производится коммутация контактов, а также позиционирование, определение скорости. С его помощью передаются текущие командные сигналы. В простейшем виде этот датчик является аналоговым преобразователем, с его помощью производят коммутацию питания в зажигании автомобиля. Также используются некоторые датчики, работающие под воздействием постоянных магнитов. Аналогично работает на ВАЗ 2108 датчик Холла.
Конструкция устройства
Обычно датчик Холла идет в одном корпусе с металлическим сердечником, а также магнитом. Он позволяет воздействовать на кристалл полупроводника. На всех автомобилях эти датчики функционируют только лишь с определенной схемой управления. С его помощью происходит функционирование устройства в режиме обеспечения защиты. Он включает и выключает подачу сигнала. Стоит отметить, что датчики на эффекте Холла очень часто используются и в промышленности. В частности, в пневматических устройствах, компьютеризированных приводах, видеонаблюдении. Кроме того, большинство бесконтактных систем зажигания основаны на работе именно этого устройства. Также в компьютерной технике очень часто можно встретить устройства, которые работают на эффекте Холла. В частности, они устанавливаются в джойстиках и клавиатурах. Стоит заметить, что имеет различную стоимость датчик Холла. Цена этого устройства для применения в системе зажигания автомобилей ВАЗ - около 200 рублей.
Преимущества использования
От применения датчика на эффекте Холла можно получить много преимуществ. В частности, с его помощью очень легко осуществить схему спидометра или тахометра на микроконтроллерах. В автомобильной технике с его помощью получается значительно улучшить параметры двигателя внутреннего сгорания. Следовательно, безопасность транспорта значительно повышается. Как правило, эти датчики контролируют скорость вращения распределительных валов, коленчатых, чтобы обеспечить очень быстрый запуск двигателя. А также с его помощью работает тахометр. Датчик обязательно присутствует в конструкции антиблокировочных систем. В некоторых электродвигателях, работающих с питанием от постоянного тока, датчик Холла используется для того, чтобы определить положение ротора. Стоит отметить, что ремонт электроники может существенно осложниться, если установить датчик с иными параметрами.
Основные элементы устройства
Вам следует узнать, какая конструкция у датчика Холла, чтобы понять принцип его работы. Конструкция очень простая, но она зависит от того, какое применение электронного устройства на автомобиле. Цифровые датчики содержат в себе очень сложные в исполнении соединения на кристалле полупроводника. В частности, очень часто используется такое вещество, как индий. Этот полупроводник устанавливается на подложке из алюминия и монтируется в рабочей части элемента. Плоскости датчика и кристалла перпендикулярно расположены между собой. От кристалла идут отрезки проводников, при помощи которых производится соединение с электронной схемой. Перед тем как проверить датчик Холла, необходимо отключить его. Кристалл полупроводника располагается возле магнита. Причём от последнего силовые линии идут под углом 90 градусов. При этом в кристалле происходит вырабатывание ЭДС. Стоит отметить такой момент, как эффект Холла. Он возникает в тот момент, когда через магнитное поле проходит проводник. При этом изменяет свое направление магнитное поле, воздействующее на полупроводниковый кристалл.
Диагностика датчика
А теперь стоит поговорить о том, как производится проверка такого устройства, как датчик Холла. Фото этого устройства приведено в статье. Также необходимо упомянуть и про основные признаки, которые проявляют себя во время поломки этого электрического устройства. Для проведения диагностических работ вам потребуется наличие мультиметра. Необходимо перевести его в режим измерения напряжения. При этом диапазон измеряемого напряжения должен быть до 12 Вольт. Плюсовой вывод мультиметра подключаете к сигнальному проводу. Минусовой – к общему. В случае если устройство работает неправильно, его режим нормальный, то показания вольтметра будут изменяться в диапазоне 0,4..3 Вольт. Если же датчик неисправен, потребуется замена на аналогичный элемент. Если у вас нет мультиметра, но присутствует необходимость проверить датчик Холла, нужно установить вместо него новый элемент, который является заведомо рабочим. Это окажется намного проще, правда, дороже, так как стоимость такого элемента для некоторых автомобилей может быть большой. Вот как проверить датчик Холла, способов может быть несколько.
Проведение замены
Для замены датчика Холла на трамблере необходимо отсоединить крышку. На автомобилях классической серии для этого установлены две защелки. Если речь идет про переднеприводные автомобили ВАЗ, то крышку необходимо снимать, выкрутив два болта. Далее необходимо пометить положение бегунка, чтобы впоследствии не проводить настройку зажигания. После этого на автомобилях классической серии снимается полностью трамблёр. Для этого выкручивается гайка ключом на «13». На переднеприводных автомобилях необходимо ключом на «10» выкрутить три гайки. При этом не забудьте избавиться от шланга, который идет к вакуумному к корректору. Молотком необходимо произвести выбивание штифта. С помощью этого произведено крепление муфты для отражателя масла. Теперь о том, как производится замена датчика Холла.
Демонтаж датчика с трамблера
Затем вынимается шайба и муфта, а ротор трамблёра достается из корпуса. Затем демонтируются болты из латуни, которые крепят корпус датчика Холла к подвижной пластине. Также необходимо снять металлическое крепление и вакуумный регулятор. Стоит отметить, что последний можно полностью не демонтировать, а лишь немного оттянуть в сторону, чтобы появилось свободное место. На переднеприводных автомобилях работа проводится намного проще. Снимается с защелки корпус бегунка, после чего убирается защитный экран. С помощью отвертки необходимо выкрутить крепление датчика Холла. А также небольшой винт, которым произведено крепление штекера к корпусу трамблёра. Вот как проверить датчик Холла и заменить его. Работа несложная, справиться можно за несколько минут.