В истории России Иоанн Антонович (1740-1764) остается одним из самых необычных правителей. Он занимал трон, будучи еще младенцем, и был оттуда изгнан в таком же бессознательном возрасте. Большая часть его жизни пришлась на заточение, из которого он так и не смог выбраться. Это яркий пример печальной судьбы человека, претендующего на власть в силу своего происхождения.
Наследник
Новорожденный Иоанн Антонович появился на свет в семье Анны Леопольдовны и Антона Ульриха. Это были самые знатные родители, какие только могли быть у мальчика в России. Мать приходилась племянницей императрице Анне Иоанновне и внучкой царю Иоанну V. Отец был немецкого происхождения и имел титул герцога Брауншвейга.
У императрицы Анны не было детей, из-за чего трон после её смерти в 1740 году перешел ближайшему родственнику мужского пола (внучатому племяннику). Связан этот неоднозначный выбор был еще и с тем, что умирающая правительница хотела оставить власть за потомками своего отца Иоанна, но никак не Петра. Поэтому в своем завещании она указала, что после младенца трон перейдет к другим детям ее племянницы Анны Леопольдовны.
Регенство Бирона
Конечно, ребенку нужен был регент, который мог бы руководить государством, пока формальный носитель власти растет. Ни мать, ни отец младенца на эту роль не годились из-за отсутствия организационных навыков и простого интереса к управлению страной. Поэтому на столь высокую, но опасную должность был назначен немец Бирон – фаворит старой императрицы.
Однако Бирон правил недолго. При жизни императрицы он пользовался ее благосклонностью, но после ее смерти остался в окружении врагов и недоброжелателей. В бытность фаворитом герцог Курляндии и Семигалии поломал немало судеб и перешел путь многим видным чиновникам. Им была недовольна армия, которая не хотела видеть во главе государства пришлого немца.
Правление матери
Поэтому буквально на вторую неделю царствования младенца Бирон был отстранен от власти петербургской гвардией, которая поставила на место регента Анну Леопольдовну. Но она отличалась апатичным характером и со временем отдала бразды правления другим немцам. Сначала это был фельдмаршал Миних, а потом серый кардинал Остерман. Все они появились в Петербурге в послепетровскую эпоху, когда волна пришлых немцев буквально наводнила Россию - они назначались на руководящие посты в государстве.
Интересно, что официальные бумаги, которые были составлены в рассматриваемый нами период, именовали малолетнего царя Иоанном III. Эта традиция сложилась со времен Ивана Грозного (первый российский царь). Однако гораздо позже, в XIX веке, историки начали использовать нумерацию, согласно которой маленький император был уже Шестым. В таком случае отсчет ведется от Иоанна Калиты – первого московского князя с таким именем, правившего еще в XIV веке, во времена Золотой Орды.
Ссылка на Север
Но уже в 1741 году гвардия вновь поменяла свои взгляды. Засилье иностранцев всем надоело, и многие встали на сторону дочери Петра Великого Елизаветы. Переворот был совершен быстро. Когда стало ясно, что Иоанну Антоновичу правителем уже не бывать, было решено отправить его вместе с семьей на Север, в ссылку. Этим местом стал город Холмогоры.
Иоанн Антонович, 1741 год для которого стал поворотным, теперь жил в маленьком домике, изолированно от своих родителей. Мать умерла уже через несколько лет, не выдержав сурового климата. Все время правления Елизаветы продолжались попытки стереть из исторической памяти небольшой период правления этой семьи. В частности, монеты Иоанна Антоновича, отчеканенные в год его пребывания на троне, были спешно переплавлены. А людей, пытающихся расплатиться такими деньгами, начали задерживать и обвинять в государственной измене.
Усилия, направленные на исчезновение Иоанна и его родителей из государственных хроник, были настолько успешными, что даже когда в XX веке праздновалось 300-летие дома Романовых, о ребенке не было сделано ни одного упоминания, в том числе и на памятниках, установленных к юбилею.
Шлиссельбургская крепость
В 1756 году экс-император Иоанн Антонович был переведен из Холмогор в Шлиссельбургскую крепость. Условия его содержания значительно ухудшились. С момента появления на новом месте он не видел ни одного человеческого лица, ему запрещалось выходить из камеры. Все это не могло не отразиться на психическом состоянии теперь уже молодого человека. Свидетели констатировали, что он был неадекватен, хотя за время, проведенное на Севере, парень научился грамоте и даже знал, что когда-то был императором.
Тем временем к власти пришла Екатерина II. Иоанн Антонович стал фигурой, которой пытались воспользоваться различные авантюристы и желающие захватить власть. Одним из них был подпоручик Василий Мирович. В 1764 году он уговорил половину охранников крепости совершить бунт и освободить бывшего императора. Однако личные охранники заключенного имели секретные инструкции из Петербурга, повелевавшие в случае возникновения любой опасности умертвить Иоанна. Так они и поступили. Мирович же был схвачен и публично казнен в столице.