Кабина экипажа самолета занимает носовую часть корпуса. В ней размещаются пилоты, а также - множество приборов и датчиков, с помощью которых летчики управляют воздушным судном.
Вид из кабины самолета на лагуну представлен ниже.
Устройство кабины экипажа
Кабина самолета для пилотов занимает минимально возможный объем, так как на авиалайнере не так много места. Но при этом рабочее место каждого летчика обеспечивает свободный доступ к приборам и средствам управления судном, а также полный обзор через стекла в передней части помещения, так называемом фонаре.
Фонарь включает в себя два лобовых стекла, две сдвижных форточки и два боковых стекла. Лобовые стекла имеют механические стеклоочистители (как у автомобилей) и гидрофобную защиту от дождя и снега. Прочность лобовых стекол и их креплений рассчитана на возможную встречу во время полета с птицами.
Кабина пассажирского самолета отделяется прочной бронированной перегородкой с запираемой дверью от остальных его помещений.
Состав летного экипажа
Полный летный состав воздушного судна включает:
- командира корабля (первого пилота);
- второго пилота;
- бортинженера (бортмеханика);
- штурмана;
- бортового радиста.
Сейчас практически на всех пассажирских самолетах автоматизированное управление полетом с высокой степенью надежности. Это достигается благодаря многоступенчатой системе контроля.
Поэтому состав экипажа может быть и меньше – всего два человека (1-й и 2-й пилоты). Это зависит от направления и дальности рейса. К примеру, если по всей трассе предусмотрены радиомаяки и системы наблюдения за авиаполетами, причин для того, чтобы иметь в составе летной группы штурмана и бортового радиста, нет.
Как вам вид из кабины самолета? Захватывающе, правда?
Размещение членов экипажа
В левом от входа кресле располагается командир корабля, справа – второй пилот. Бортинженер (если он включен в состав экипажа) обычно находится за креслом второго пилота, так как он должен видеть сигналы и знаки, подаваемые первым пилотом.
Кабина самолета: расположение оборудования
Самые важные и часто используемые во время полета приборы размещают в наиболее близкой и удобной зоне видимости и доступности.
Чтобы увеличить надежность управления авиалайнером, предусмотрено дублирование особо важного оборудования у обоих пилотов.
Для управления курсом воздушного судна вручную предназначены рукоятки, расположенные на боковых пультах, и ножные педали.
Прямо перед летчиками находится приборная доска с приборами, показывающими параметры полета, навигаторами, сигнализацией, рукояткой управления шасси, а также пультами автопилотирования.
Крылья, воздушный тормоз, радионавигация и связь управляются посредством среднего пульта, расположенного между креслами пилотов.
Верхний пульт управляет системами:
- электроснабжения;
- подачи топлива;
- гидравлики;
- кондиционирования;
- пожаробезопасности и т. д.
Кабина самолета имеет шкаф для одежды и вещей пилотов, откидной столик, место хранения документации.
Для удобства пилотов рядом с их рабочим местом находятся пепельницы, подставки для ручки и карандаша, чашки и т.д.
Также кабина самолета оборудована комплектами кислородных масок и спасательных жилетов, аптечкой, электрическим фонарем, топором и т.д.
Охрана кабины экипажа
Охрана летчиков и оборудования от нападения обеспечивается:
- усилением конструкции (бронированием) дверей и перегородок;
- специальными дверными замками;
- кодовым устройством;
- видеосистемами наблюдения в пассажирском салоне.
Комната отдыха для экипажа
Некоторые самолеты совершают длительные авиаперелеты без посадки (на расстояние более 15 тысяч километров), и полет занимает свыше 18 часов.
Это предъявляет повышенные требования к экипажу в плане их физического и психического здоровья. Ведь на них лежит большая ответственность! Сотни жизней зависят от правильности их действий!
Поэтому пилотам всегда нужно быть спокойными и бодрыми.
Для этого разработан ряд профилактических мер:
- Комплекты питания для них разные, чтобы при возможном отравлении одного летчика второй мог бы управлять самолетом.
- Есть комната отдыха, которая может располагаться в пассажирском салоне, под ним или над ним. Во время рейса каждому члену экипажа положен 5-часовой отдых (или сон).