Анализ стихотворения Гумилева "Память", краткое содержание, отрывок

Эта статья будет посвящена одному из известнейших поэтов Серебряного века. Если говорить точнее, то мы проведем анализ стихотворения Гумилева «Память».

О стихотворении

Стихи были написаны в 1920 году. В нем писатель обращается к теме памяти и изменения человеческой души. Для большей наглядности Гумилев сравнивает человека со змеей. И вывод его неутешителен – змея, имея возможность сбрасывать кожу, сохраняет юной свою душу, а человеку не дано такой роскоши, меняется его душа, а не тело: «Только змеи сбрасывают кожи… Мы меняем души, не тела».

анализ стихотворения гумилева память

В размышлениях поэт возвращается в свое прошлое и понимает, что за свою жизнь он четырежды «поменял душу». Сообразно этим ипостасям можно поделить и стихотворение на четыре части для удобства анализа.

Первая часть

Начнем анализ стихотворения Гумилева «Память» с описания первой «души» поэта. В этой ипостаси он еще «некрасивый и тонкий» ребенок, у которого из друзей только «дерево да рыжая собака». Перед читателем предстает одинокий гадкий утенок, которому, впрочем, суждено перемениться, «став лебедем надменным».

По свидетельствам современников Гумилева, в детстве он действительно был очень непривлекательным ребенком, не стоит забывать и про его врожденное косоглазие.

Вторая часть

гумилев николай степанович
Продолжаем анализ стихотворения Гумилева «Память», обращаясь ко второй части произведения. Теперь перед читателем предстает следующая «душа» лирического героя. Это поэт, который «хотел стать и богом и царем». Сам автор по прошествии многих лет признает, что этот герой ему совершенно не нравился.

Критики соотносят эту ипостась поэта с первой публикацией сборника стихов Гумилева в 1905 году, который назывался «Путь конквистадоров». Эта книга получилась очень романтической и чувственной. Позднее Гумилев не раз говорил о том, что желал бы вообще забыть о ее существовании.

Действительно, получается так, что в юности он был совсем другим человеком, непохожим на себя теперешнего. Эти прошлые «души» абсолютно не вызывают у лирического героя тоски об ушедшем или сентиментальности. Наоборот, он описывает их с холодностью и даже некой брезгливостью, совершенно не понимая их.

Третья часть

Вот и привел нас анализ стихотворения Гумилева «Память» к третьей «душе» лирического героя, которая воплощается в стрелка и мореплавателя. К этой своей прошлой ипостаси лирический герой относится куда благосклоннее: «Я люблю избранника свободы».

Мечты о дальних странах и городах манили Гумилева с детских лет. За свою жизнь поэт побывал в Африке, Абиссинии, Египте, Италии. И судя по воспеваемой отваге, мужеству и описанию прекрасной жизни путешественника, страсть к приключениям не покинула лирического героя по прошествии лет. Он мечтает о той свободе, что когда-то была у него, несмотря на все опасности, с которыми приходилось сталкиваться. Зато тогда ему «звонко пели воды и завидовали облака».

только змеи сбрасывают кожи

Увы, но и этот этап жизни канул в небытие. Нет уже больше того бесстрашного и свободного путешественника. Вновь пришлось душе переродиться.

Четвертая часть

Рассказывает о своей жизни Гумилев Николай Степанович в этом стихотворении. И вот мы доходим до момента, когда поэту выпало принять участие в Первой мировой войне. Тогда Гумилев пошел на фронт среди добровольцев, считая, что исполняет свой долг перед Родиной: «Променял веселую свободу/ На священный долгожданный бой».

На войне поэт дослужился до чина прапорщика гусарского полка и отличался небывалой смелостью в бою. За это и был дважды награжден Георгиевским крестом: «Святой Георгий тронул дважды».

Несмотря на все награды, Гумилев Николай Степанович никогда не был сторонником войны и не принимал ее, о чем также говорится в стихотворении. Сражение для него только мука, но никак не место, где можно показать свою доблесть.

Именно во время войны родилась четвертая «душа», которая любит родину, верит в лучшее и людей, сопереживает их страданиям и мучениям. Родина становится ключевым образом этой части стихотворения.

Однако, несмотря на то, что к моменту написания в России произошла революция, о ней писатель совершенно не упоминает. Словно для него ее и не было.

Последние строфы

Последние строфы особенно сильными вышли из-под пера, что держал в руке Николай Гумилев. «Память» заканчивается образом путника со скрытым лицом, впереди которого летит орел, а позади идет лев. Эти персонажи символизируют Христа и спутников его – Марка, связанного с символикой льва, и Иоанна, воплощенного в орле.

николай гумилев память

Таким образом Гумилев сравнивает бессмертие бога, завещавшего свое учение последователям, и бессмертие поэта, сохранившего свои мысли в стихах. Автор, конечно, сомневается в своем бессмертии, говоря о рождении новых душ, а значит, гибели старых, но у него есть единственная надежда на вечную жизнь – творчество. Только оно может помочь человеку стать равным богу.

Итак, мы закончили излагать краткое содержание стиха и его анализ. По сути, стихотворение стало некой автобиографией Гумилева, в которой он отразил все душевные перемены, что когда-либо происходили в нем.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.