Если ребенок - ученик, то время от времени, изучая литературу, он сталкивается с необходимостью произвести анализ стихотворения. Иногда и взрослому это нужно. Например, друг, поэт-любитель, попросил прочитать в блоге его новое творение и написать отзыв. Чтобы не обижать его бездушной отпиской - ОК, лучше все-таки потратить немного времени, разобраться в теории поэзии вместе со своим школьником и начать формировать свои поэтические предпочтения, получив точку отсчета. Хоть это и непросто, но дружба и родительская любовь того стоят! Может, захочется впоследствии стать критиком-аматором и сделать свой блог.
Делая анализ стихотворения, во-первых, нужно знать его полное и правильное название, прочитать об авторе, в какое время он жил, к какому литературному направлению принадлежит его творчество, какие темы интересовали пиита и почему. Во-вторых, рассказать о том, как было создано именно это стихотворение, его историю и кому поэт его посвятил. В-третьих, назвать идею, тему и выделить главную мысль, причем все теоретические сведения нужно подтвердить цитатами и ключевыми словами. И, наконец, проанализировать художественные средства, присущие этому поэтическому произведению эпитеты, гиперболы, сравнения и т.д.. Определить поэтический размер и охарактеризовать рифмы. Если необходимо произвести сравнительный анализ стихотворений, то его делают параллельно, характеризуя оба произведения по всем вышеперечисленным аспектам.
В период, предшествующий возникновению письменности, у каждого народа существовали произведения, которые пересказывали друг другу устно. Сами же люди придавали им особую форму, такую, чтобы лучше можно было запомнить. Способность стихов оставаться в памяти человека надолго, в отличие от прозы, является их важным и неоспоримым достоинством и свойством. Анализ стихотворения включает раскрытие секрета этого свойства. Он как бы приоткрывает мастерскую поэта, какими поэтическими средствами пользовался он при создании стихотворения, как их комбинировал.
Что делает стихотворение «не прозой»? Во-первых, поэзия отличается тем, что имеет ритм. Ударные слоги чередуются с безударными, образуя определенный ритмический орнамент. Единицей этого орнамента выступает стопа. Стопа – это не слог, это группа слогов, объединяет их одно на всех ударение. Она может включать от двух до четырех слогов.
А ну-ка сравним: «Заяц белый, куда бегал?» Чередование такое: |_ |_ |_ первый ударный слог чередуется с одним безударным слогом. Стопа состоит из двух слогов – одного ударного, другого безударного. В стихосложении на русском языке такой двусложный размер называется хорей.
Теперь скажем то же самое прозой: Белый заяц, куда ты бегал? Чередование: |_|__|_|_ первый ударный слог, потом безударный, снова ударный и два безударных… В общем, орнамент не получается. Ударение не подчиняется ритму, стопа не формируется, нет одинаковых повторений.
Стопа – минимальная единица стиха. Стихом называется одна поэтическая строка. Число стоп в ней учитывают, определяя размер, делая анализ стиха.
К русским классическим поэтическим размерам относят хорей и ямб, стопа которых состоит из двух слогов. А также анапест, амфибрахий и дактиль, у этих размеров стопа содержит три слога.
Конечно, чтобы осуществить анализ стихотворения, нужно, если и не любить поэзию, то хоть немного разбираться в ней, иметь литературный вкус и интуицию. Часто даже профессиональные литераторы и критики заходят в тупик и не знают, как объяснить тот или иной поэтический образ. Поэзия написана сложным языком, поэтому нуждается в том, чтобы ее комментировали, но до конца понять поэтический образ невозможно. Обязательно останется тайна и магия, которая заставит замереть сердце от красоты и восторга.