Не нужно быть филологом, чтобы заметить, что слова "былина" и "быль" однокоренные. Изначально произведения устного народного творчества, которым мы даем определение "былины", назывались старинами. Нынешнее наименование они получили в XIX веке с легкой руки ученого, собирателя фольклора Сахарова, по строке из "Слова о полку Игореве": "Начати же ся тЪи песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню!".
Былины - быль?
Исследователи "Слова о полку Игореве" дают следующее определение слова "былина", встречающегося в произведении: " быль, то, что происходило в реальности". Но в былинах рассказывается о богатырях, в одиночку сражающихся с несметными полками супостатов. Явное преувеличение и сказка. Неужели человек с высшим университетским образованием, всю жизнь собиравший фольклор, издававший статьи по археологии и этнографии, мог так ошибиться, использовать настолько неправильное определение былины? Запутанная история, в которой мы попробуем разобраться.
Что такое былина?
Определение для школьников очень доступно это объясняет: древнерусский героический эпос, героями которого были богатыри. Сюжетная основа - героическое событие, где "наши успешно бьют проклятых захватчиков и притеснителей Руси". Написаны особым стихом, называемым былинным. Это тонический стих, в котором одинаковое число ударных слогов в строке.
Былины: определение жанра
Былины исполняли сказители, как правило, аккомпанируя себе на гуслях, пели. Былины не записывали, и авторы, их сочинившие, неизвестны. Следовательно, это эпические песни, относящиеся к устному народному творчеству. Песни эти необычны тем, что в них отсутствует рифма, зато много поэтических оборотов (параллелизмов, эпитетов, сравнений). Былины состоят из двух частей: это зачин (как правило, у каждого сказителя он был свой) и само произведение, то, что получило определение "былины". Из-за того, что былины не записывались, каждый сказитель привносил в них что-то свое, существует несколько вариантов песни по одному и тому же сюжету.
Историзм
Была ли реальная основа в старинных эпических песнях? Была. Не ошибся Сахаров, когда применил определение слова "былина" к старинам. Во всяком случае, могила Ильи Муромца реальна, находится в Киево-Печерской лавре. Есть конкретные упоминания о другом богатыре - Алеше Поповиче, который погиб в битве на Калке. В летописи Новгородской рассказывается о том, как еще один былинный персонаж, Ставр Годинович, обокрал двух новгородцев, за что был покаран Владимиром Мономахом. Да и описание отношений, быта, местности, где происходят действия былин, поразительно точны. Но все же не стоит забывать, что былины - не летописи, и пелись по памяти многими исполнителями. Ведь те, кто их слагал и пел, не знал определение "былины" и не подозревал, что наступит время, когда все это станет объектом для изучения. Поэтому стопроцентного историзма в них нет и не может быть.
Самые известные былинные герои
Самый старший из былинных героев - Святогор. Он так велик, что его едва носит земля. Легенды о нем сформировались еще в докиевский период. Перед своей смертью Святогор передал свою силу и оружие Илье Муромцу.
Следующие три самых известных богатыря, которых мы привыкли видеть на одноименной картине Васнецова: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
Муромец - наиболее известный из богатырей в русском фольклоре, несмотря на то, что поведали о нем намного позже, чем о его спутниках на васнецовской картине. Из его имени понятно, что родился он в Муроме. В былинах, описывающих его жизнь, упоминается место рождения: село Карачарово. Сказители описывали его как самого сильного из трех богатырей, умудренного опытом, седобородого воина.
Добрыня Никитич - самый дипломатичный из троицы. Искуссный переговорщик. Известен как змееборец. Родиной этого былинного героя был город Рязань.
Алеша Попович - младшенький из доблестной тройки. Родился в семье священника, в городе Ростове. Хитер, любит пошутить, покуражиться над врагом. Остер на язык. Как говорится, молодо-зелено. Кстати, до сих пор личность Алеши вызывает споры у исследователей былинного творчества и у историков. Дело в том, что упоминание о смерти Поповича есть в летописи при описании битвы на реке Калке. Об этом рассказывалось выше. Но в летописные анналы он попал под именем Александр. Вот теперь ученые ломают себе головы, что первично: летопись, а потом уже былины о молодом богатыре, либо былины, а потом уж запись в летописи. Спор этот принципиален, потому что если сначала была летопись, то былины слагались о реально существовавшем воине.
Влияние былин на русскую культуру
Велико. Неоценимо. По большому счету этой подтеме можно посвятить отдельную статью.
Отражение былинного творчества мы находим в сказках А.С. Пушкина, в стихотворных балладах А.Толстого.
Кто не знает вторую симфонию Бородина, которая так и называется - "Богатырская"? Коль речь зашла о музыке, то как не вспомнить и оперу "Садко" Римского-Корсакова?
Тема былинной старины и богатырей вдохновляла Васнецова, Врубеля и Билибина.
То есть можно уверенно утверждать, что былины - глубокий, неисчерпаемый источник вдохновения при создании колоритных образов русских витязей, а также при описании древних времен Руси.