Каждому из нас есть что показать миру. Кто-то открывает свои мысли в литературе, иные предпочитают рисование, третьим по душе танец. А четвёртые выбирают кино как сочетание всех возможных способов самовыражения. Конечно, до масштабных голливудских блокбастеров в этом случае далеко, но «домашние» фильмы порой оказываются ничуть не хуже именитых картин. Как снимать кино, и можно ли вообще сделать это без специальных навыков и профессионального оборудования? Попробуем узнать.
С чего начать?
Единственное, что нужно в самом начале, - идея. Вам хочется снять документальное кино, поделившись со всем миром своими знаниями или мыслями, или же нечто лёгенькое, над чем можно от души посмеяться? А может у вас созрел замысел триллера? В любом случае, перед тем как снимать фильм, необходимо конкретно определиться с жанром, потому что для каждого направления кинематографа существуют свои определённые особенности и негласные правила (ну, например, никто не будет в романтической комедии показывать кровавые убийства). В идеале нужно иметь определённую идею, хотя бы приблизительную, чтобы знать, от чего можно будет оттолкнуться на следующем этапе.
Начало начал: набросок сценария
Как снимают кино в Голливуде? Долго готовятся, пишут многостраничные сценарии, сражаются за финансирование, потом за актёров, готовят декорации, шьют костюмы – процесс очень и очень трудоёмкий. И очень большая ошибка думать, что при съёмках домашнего фильма удастся избежать всего этого. Конечно, масштабы работы в разы меньше, но никто не отменял планирования, сценария и прочих аспектов, из которых складывается любой фильм.
Когда основная идея уже есть, когда и с жанром определились, самое время начинать писать сценарий. Сначала можно в виде небольшой истории – просто набросать общую концепцию, которая потом уже разовьётся в полноценное действо. Наивно будет также полагать, что этот вариант, первоначальный, останется таким до конца. Правок будет столько, что и представить страшно. Запомните: как снимают кино профессионалы, так снимаем кино и мы!
Продолжение работы над сценарием
Когда первоначальный сценарий наконец-то готов и даже немного упорядочен (вообще, он создаётся по большей части для того, чтобы не наснимать лишнего), нужно дополнить его более мелкими деталями. Например, обозначить, когда будут появляться титры, где будет меняться план съёмки и так далее. Хотя, конечно, всё по большей части зависит от того, что вы будете снимать. В масштабных фильмах лучше расписать и движения персонажей, и диалоги, и обстановку локаций – абсолютно всё, что попадёт в кадр. Учитывать нужно любую мелочь, особенно перед тем, как снимать кино в домашних условиях, где актёрами будут далеко не профессионалы, которые умеют работать с камерой и не нуждаются в дополнительных советах и подсказках.
Актёрский состав
Итак, наш сценарий готов, продумана каждая мелочь, включая цвет штор в комнате, где будет сниматься один из эпизодов. Как снимать кино дальше?
Нам нужны актёры, правильно? Количество их зависит исключительно от вашей фантазии, но всё же чем меньше людей задействовано, тем легче будет работать. Да и порядок поддерживать будет проще. Вот здесь, кстати, вполне вероятно возникновение одной из основных проблем «домашнего» кино: друзья, которые горят желанием стать кинозвёздами, но совершенно не подходят для роли, которую вы себе представили. И сложно сказать, правильно в таком случае уступить близким, переписав под них роль, или же отказать другу, спровоцировав, возможно, серьёзный конфликт.
Атрибутика
Но на процессе выбора актёров съёмки не начинаются. Необходимо ещё продумать костюмы – первоначальные могут просто не подходить конкретным людям как по размеру (такая проблема решается парой часов работы за швейной машинкой), так и просто по фасону. И лучше всего подогнать все наряды заранее, чтобы потом не тратить на это время. В отличие от того, как снимают кино специально обученные люди, в нашем распоряжении нет столько человеческих ресурсов, чтобы одновременно заниматься и самим созданием фильма, и работой над костюмами.
Съёмки. Дубль раз - настройка камеры
А теперь берём в руки камеру и примеряем на себя роль оператора. Конечно, от свойств камеры будет зависеть качество финальной картинки, но и на фотоаппарат-мыльницу можно снять настоящий шедевр, тогда как профессиональная экшен-камера может испортить любой сюжет. Но вникнем в процесс съёмки глубже.
Для начала необходимо запомнить, что, до того как снимать кино, нужно потренироваться работать с камерой. И дело тут не только в изучении многочисленных режимов-настроек. Важно понять, на какие действия аппарат будет реагировать, а на какие - нет. Профессиональная техника без труда будет снимать в любых условиях, тогда как камеры низкого класса и фотоаппараты отзовутся на малейшее дрожание рук. Лучше всего, если есть такая возможность, использовать какие-то подставки под локти, на которые можно опереться, чтобы руки (особенно после часа-двух съёмки) не так заметно дрожали.
Съёмки. Дубль два - долой однообразие!
Идём дальше, к пункту номер два. Никакого постоянства! И это один из основных советов относительно того, как снять короткометражный фильм. Короткометражку, а именно такой формат чаще всего выбирают молодые режиссёры, да и полноценный долгий фильм не стоит наполнять долгими съёмками одного и того же объекта с одного и того же ракурса. Лучше показать его с разных сторон, в разных ситуациях, с разным освещением и так далее. Динамичность – наше всё.
Съёмки. Дубль три - глаза на затылке
Правило третье – наблюдаем за тем, что происходит вокруг. Конечно, основной интерес для оператора представляют актёры, но и он должен следить за тем, чтобы в кадр не попало что-то лишнее. Как бы хорошо ни был продуман интерьер, всегда может найтись то, что испортит общую картину (например, при определённом ракурсе охотничий трофей – рога – мирно висящий на стене, может превратиться в рога одного из актёров). Да, в данной ситуации переснять будет не так уж и сложно, но зачем создавать себе лишнюю работу?
Съёмки. Дубль четыре - точка съёмки и свет
Вообще, подбор ракурса и освещения – одна из основных трудностей, с которыми сталкиваются практически все начинающие операторы. Одним достаточно будет почитать статьи в интернете насчёт искажений, которые происходят с изменением точки съёмки (например, то, что мы сниманием снизу, кажется более массивным, а запечатлённое сверху, наоборот, ощущается крохотным), другие же предпочтут всё испробовать самостоятельно – лучше всего сделать это заранее, чтобы потом не создавать задержки в процессе съёмок.
Насчёт освещения также можно найти огромное количество информации. О том, что оно играет действительно очень важную роль в процессе съёмки, знают все. С помощью правильно подобранного света старушку можно сделать очаровательной женщиной в самом расцвете сил, а юную девушку превратить в каргу. Здесь снова либо предварительная подготовка и чтение теории, либо метод проб и ошибок - решайте сами.
Съёмки. Дубль пять - остановись, пожалуйста...
Ещё перед тем, как снимать фильм, лучше подчитать хоть какую-то теорию по этому вопросу. Оттуда, кстати, можно узнать, что лучше заканчивать фильм или какой-то один эпизод статичным, неподвижным кадром – он воспринимается человеком как точка, после которой, вполне вероятно, начнётся новая глава. От постоянного видеоряда человеческий мозг просто устанет – это наша природа, так что давайте делать паузы.
Съёмки. Дубль шесть - на чём мы остановились?
Вот тут, кстати, ещё один подводный камень, большой такой и опасный. Обязательно нужно запоминать, чем закончился предыдущий видеоряд. Финальная сцена, особенно если это реплика, может потом очень забавно сочетаться с последующей (например, пара тянется друг к другу для поцелуя, а в следующем кадре молодой человек пространно рассуждает о том, насколько грязно вокруг них – ну вот не сочетается, правда?). Дабы избежать подобных конфузов, следите за очерёдностью сцен.
Финишная прямая - монтирование видео
Неужели мы закончили с процессом съёмок? Если весь материал уже отснят, то самое время заняться монтированием фильма. Ведь как снимать кино без финальной работы с материалом?
Существует огромное количество специальных программ для работы с видеорядами, позволяющих не только совмещать множество разрозненных видео в одно, но и накладывать специальные эффекты. Можно воспользоваться примитивным MovieMaker, но инструментарий здесь очень ограничен, поэтому лучше скачать в интернете что-нибудь более продвинутое, например, Movavi.
А дальше всё просто. Дорожки видео выстраиваются в одну, накладывается музыка, оформляются переходы – подробные инструкции для каждого из этих действий можно найти в сети или же разобраться вручную, если не жалко свободного времени.
Когда сам ряд настроен, его можно просмотреть, внести определённые правки, потом пересмотреть ещё раз, чтобы убедиться, что всё сделано в лучшем виде. И после уже сохранять на диск.
Уже видны финишные флаги - добавление эффектов
Добавить различные эффекты можно в интересной программе After Effect от производителей известного всем "Фотошопа". Ну как снимать короткометражное кино без хотя бы минимальных эффектов? Добавление разноцветных линий, интересно оформленных вставок, наложение фильтров на кадры – всё это можно провернуть в этой программе. Она определённо поможет сделать финальное видео более качественным и запоминающимся.
Совсем финиш
Теперь, когда видео готово, осталось только сохранить его в подходящем формате. Здесь всё зависит от компьютера, на котором вы работаете, - оно может просто не поддерживать какие-то форматы файлов. Так что выбираем наиболее нам удобный и наслаждаемся своим кино!
Обобщаем и повторяем
Как снять хороший документальный фильм или хорошую комедию, как самому создать запоминающийся триллер или просто короткометражку на животрепещущую тему? Повторим ещё раз всё: придумываем идею, разрабатываем концепцию, потом пишем набросок сценария, дополняем его всеми необходимыми деталями, затем начинаем работу над актёрским составом, костюмами, декорациями и прочими частями визуальной составляющей. Проходим весь ад съёмок, после чего приступаем к непосредственному монтированию фильма, добавлению музыки, титров, эффектов и других приятностей, основная задача которых – привлечь внимание зрителя. И только после того как всё это проделано, можно думать о показе своей работы аудитории.
Всем начинающим киносъёмщикам главное запомнить: вера в себя и упорный труд помогут создать настоящий шедевр даже при минимальных имеющихся ресурсах. Удачи!