Другими прародителями актеров были шуты, они тоже облачались в костюмы, иногда в маски и, как и жрецы, исполняли свои роли на протяжении всей жизни. Как сейчас существуют актерские династии, тогда тоже был клан жрецов и гильдии шутов. Наверное, такое «родство» и создало разные отношения к актерам древности. Для зрителя одни актеры, как воплощение жрецов, стали служителями искусства, другие - легкомысленными, иногда грубыми балагурами.
Игра без слов
Вначале игра актеров была без слов, и называть актерами их стали позже, сначала это были мимы, подражатели. Если вдуматься - актерское искусство и мастерство это, по сути, игра, подражание, действие.
И только по истечении долгого времени появилась первая реплика актера. В Древней Греции разыгрывались не только короткие сценки мимов из жизни горожан. Начали появляться целые театрализованные выступления с озвучиванием небольших сценок, которые заставляли зрителей переживать вместе с актерами все действие.
Появление профессии
Впервые упоминается об актерстве как профессии в глубоком средневековье в Италии. И тогда многим стало понятно, что реплика - это не только мастерство слова, а и своего рода ораторское искусство. Ведь недаром в те времена обострились отношения театра и церкви. Служители церкви стали называть актеров «глашатаями дьявола».
Реплика - это в театральном понимании диалог между актерами, в художественной литературе это высказывание литературных героев между собой. Во Франции в семнадцатом веке главным в театре было слово. Писали пьесы на философские темы, актеры много времени уделяли заучиванию текстов, чтобы на спектаклях звучала красивая созвучная речь, и эта тенденция, когда слово преобладало над действием, прослеживается до девятнадцатого века.
Актеры во все века были народом своенравным и не всегда предсказуемым, часто, чтобы понравиться зрителю, они «забывали» правила, и со сцены звучал тогда между заученным текстом свой, подсказанный сердцем, диалог с залом. Реплика - это реприза, диалог с залом, это новое веянье девятнадцатого века.
Самым благосклонным к театру стал двадцатый век, который подарил России замечательных драматургов, актеров, режиссеров. В спектаклях начала века во многих театрах зрители наблюдали за игрой только главных героев, лучшие реплики писали только для них, не прослеживалось общего ансамбля игры с другими актерами.
Объемные постановки
Благодаря Константину Сергеевичу Станиславскому и Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду эти стереотипы игры одного актера были разорваны, они добились в игре общего ансамбля, когда все задействованные в спектакле актеры должны показать зрителю картину из жизни героев. Станиславский говорил, что хорошо подобранная реплика - это всегда половина успеха пьесы. Некоторых актеров, играющих второго плана роли, чаще всего запоминают по реплике, которая хорошо вписывается в контекст. Благодаря кинематографу некоторые актеры, никогда не игравшие главных ролей в фильмах, стали знамениты и узнаваемы только из-за удачно подобранных и сыгранных реплик.