Сегодня Международный аэропорт Иркутск считается точкой пересечения рейсов регионального и международного значения. Менее 9 лет осталось до празднования 100-летия существования воздушного перевозчика в Сибири. Он является вторым по старшинству после московского предприятия отечественной авиации.
История появления аэропорта
Первых упоминаний Международный аэропорт Иркутск был удостоен в 1925 году. 24 июня был совершен триумфальный перелет из Москвы в Пекин с промежуточными посадками и сменами самолетов в Иркутске и Улан-Баторе. Из воздушной шестерки 4 самолета принадлежали отечественной авиации, а 2 были иностранные.
Экспедиция по перелету проходила под командованием пилота Шмитда И.П., а в состав команды входил будущий генерал-полковник авиации Михаил Громов.
Успешно выполненный перелет послужил точкой для начала авиационного планомерного освоения Сибири. Первый аэродром, на котором совершалась пересадка, имел довольно небольшие размеры, всего 500 × 600 шагов, и располагался невдалеке от деревни Боково.
Спустя 3 года, в мае 1928 года, появился около Знаменского монастыря первый гидропорт, с которого спустя 3 месяца, в августе, взлетел дебютный рейс в Бодайбо, состоящий из пассажиров и почты. В пути самолёт совершал посадки в крупных селах, расположенных на берегах Ангары.
В течение двух месяцев, в 1934 году, иркутские летчики спасали застрявший во льдах Северного Ледовитого океана ледокол «Челюскин». Им удалось спасти всех членов экипажа и пассажиров, но сам ледокол затонул.
Через год, в день празднования воздушного флота, иркутским горожанам был предложен воздушный парад, состоявший из 14 самолетов.
После войны в январе 1948 года были открыты первые круглосуточные перелеты из Иркутска в Москву и из Иркутска в Якутск с промежуточной посадкой в Бодайбо.
А под Новый 1955 год, в конце декабря, аэропорту было присвоено звание международного. И первым направлением был выбран Пекин.
В 1994 году Международный аэропорт Иркутск был отмечен сертификатом, разрешающим проведение всемирных полетов, а спустя два месяца был открыт терминал для такого вида линий.
Наше время
В 2004 году аэродром Иркутска был удостоен сертификата, позволяющего проводить международные перелеты. А спустя год Международный аэропорт Иркутск получил статус лучшего в России и странах СНГ.
В 2008 году были проведены работы по удлинению взлетно-посадочной полосы. Сегодняшняя ее длина составляет 3565 метров. Увеличение полосы позволило теперь принимать все типы самолетов и даже тяжелые "Боинги".
Через год в ходе проведения масштабных работ по реконструкции терминала внутренних воздушных линий ему было присвоено народное звание «Хрустальные ворота Иркутска».
В 2010 году, впервые за 15 лет, за один год было обслужено более 1000000 пассажиров.
В июне 2012 года было произведено очередное награждение на конкурсе «Лучший аэропорт стран СНГ», где была победа в номинации как самый активно развивающийся.
Через 4 месяца на взлетно-посадочную полосу в Иркутске приземлился Ил 96-400Т, тяжелый самолет, который ориентирован на перевоз грузов до 92 тонн. Это позволило в книге жизни аэропорта открыть новую главу.
В апреле 2013 года аэропорт был официально выведен из федеральной собственности и передан в руки региональной.
Перемены в 2000-х годах
Достойно пережил застойные и безденежные годы аэропорт Иркутск. Международные рейсы все равно продолжали свои вылеты по расписанию. Когда в 2001 году было стабилизировано финансовое положение на предприятии, рентабельность аэропорта вновь стала возрастать. Инфраструктура претерпевала изменения: произошла замена светосигнального оборудования, «выросла» взлетно-посадочная полоса, началась реконструкция аэровокзала, а также начал проводиться в отдельных помещениях капитальный ремонт.
Общие сведения
В настоящее время аэропортом обслуживаются практически все отечественные и заграничные самолеты. Сотрудничество ведется с 70 авиакомпаниями: российскими и зарубежными. Ежедневно на табло появляется информация, где указано расписание Международного аэропорта Иркутск: от 10 до 17 пассажирских рейсов, следующих по федеральным линиям, 10-15 маршрутов на местным направлениям и столько же грузовых.
Воздушными воротами, принимающими и отправляющими самолеты, являются два пассажирских терминала. Выстроенный в 1939 году и реконструированный в 1994-м международный и пущенный в эксплуатацию в 1976 году внутренний.
Благодаря большой площади в 2,2 га, отведенной под грузовой комплекс, повышается способность аэропорта пропускать через себя более 150 тонн ежедневно. В грузовой комплекс входят: площадка, на которой обрабатываются авиаконтейнеры, доки, склады – общей площадью в 1257 кв. м.
Предприятие для людей
Аэропорт Иркутска – это большое предприятие, обеспечивающее рабочими местами около 2000 человек. К нему также примыкает гостиница «Воздушная гавань», ремонтный цех и медсанчасть, служба авиационного сервиса. Для пассажиров со статусом ВИП имеются выделенные зоны обслуживания в каждом из двух терминалов.
Табло Международного аэропорта Иркутск отображает все рейсы на ближайшие часы. В зале аэропорта располагаются стандартные сувенирные лавки и маленькие кафешки. Имеется выделенный Wi-Fi, судя по отзывам, весьма неплохого качества.
Страница в интернете
Подкупает оформление официального сайта: словно стоишь посреди зала аэропорта, и кажется: покрути головой по сторонам и сразу найдешь искомое табло прилета. Иркутск - международный аэропорт, в котором имеются редкие направления авиасообщения: в Киренск, Кырен, Шумак, Бодайбо и некоторые другие.
Выходящая два раза в месяц лётная газета «Иркутское небо» поможет узнать последние новости авиаперевозчиков, в ней можно почитать интервью с руководителями различных авиапредприятий Иркутской области. Газета распространяется бесплатно и находится в терминалах и офисах авиакомпаний.