Сибирский тракт: история, описание, протяженность

Сибирский тракт – это сухопутный маршрут, протянувшийся с европейской территории России к границам Китая через Сибирь. Он имеет множество названий. Среди них:
- Московско-Сибирский тракт.
- Большой тракт.
- Московско-Иркутинский тракт.
- Главный Сибирский почтовый тракт.

 сибирский тракт это
Окончание этого пути обозначено ветками на Кяхту и Нерчинск. Длина Сибирского тракта, по некоторым подсчетам, была равна 11 тыс. километров. Это четверть расстояния окружности Земли по ее экватору.

Необходимость создания

На протяжении довольно долгого периода сообщение между европейской частью России и Сибирью осуществлялось только по раздельным речным путям. Связано это было с отсутствием дорог.

В 1689 году между Россией и Китаем был подписан Нерчинский договор, благодаря которому между странами стали впервые возможны официальные отношения. Кроме того, соглашение открыло путь разнообразным торговым отношениям, что вызвало потребность в создании транспортного коридора между государствами.

Начало строительства

12 (22). 11. 1689 г. был издан царский указ, который повелевал обустроить путь, соединяющий Москву с Сибирью. Однако строительство тракта затянулось. Еще сорок лет никаких действий предпринято не было. Указ оставался на бумаге.

Еще при Петре Первом добраться из Москвы до Китая можно было лишь с помощью множества сухопутных маршрутов, водных путей и волоков. Лишь в 1725 г. в Китай была отправлена делегация, которую возглавлял граф Савва Рагузинский Владиславович. В результате проведенных ею переговоров в 1727 г. состоялось подписание Буринского договора. Это соглашение установило границы государств неподалеку от будущего поселения Кахты. Был также подписан и Кахтинский договор, который определил торговые и политические отношения между странами. И, наконец, в 1730 году Россия взялась за строительство новой дороги, которую назвали Сибирский тракт. Работы были закончены к середине 19 века.

География

Сибирский тракт - самая длинная дорога того времени, которая связала воедино две разных части света. Но при этом сухопутный маршрут от Москвы до Китая стал наиболее коротким путем, соединившим центральную часть Российского государства с его восточными окраинами.

сибирский тракт
Построенный Сибирский тракт где находится на карте Руси? Его нить берет начало от самой Москвы, далее направляется в Муром, проходит через Козьмодемьянск и Казань, Осу и Пермь, Кунгур и Екатеринбург, Тюмень и Тобольск, Тару и Каинск, Колывань и Енисейск, Иркутск и Вернеудинск, а также Нерчинск. Конечной его точкой является г. Кяхты. Таким образом, Сибирский тракт тянется через Сибирь к границам Китая.

В начале 20 века этот сухопутный маршрут несколько изменился. Если взять карту того времени, то на ней Сибирский тракт находится несколько южнее Тюмени. Он пролегает через Ялуторовск и Ишим, Омск и Томск, Ачинск, а также Красноярск. Далее он тянется до Иркутска и совпадает с прежним маршрутом.

Однако к концу 19 в. Сибирский тракт - одна из самых длинных дорог в мире - стал не способен удовлетворить все возрастающие транспортные потребности Российского государства. Именно поэтому правительством было приняло решение о сооружении Транссибирской железнодорожной магистрали.

Строительство населенных пунктов

Вновь созданный Сибирский тракт требовал определенного обустройства. Для этого на всей его протяженности строились населенные пункты. Причем села и деревни, находящиеся на тракте, имели большую протяженность и находились по обе стороны дороги. Окраины притрактовых населенных пунктов располагались на расстоянии одного-двух километров от центра.

сибирский тракт тянется через сибирь к границам китая

Для того чтобы улицы были более компактными, дома ставили к дороге наиболее узкой стороной. Центральная же часть такого населенного пункта, находящаяся возле церкви, как правило, расширялась за счет улиц, которые шли параллельно сухопутному маршруту.

Освоение территории

Сибирский тракт стал основной причиной заселения ранее малообжитых мест. Правительство возводило дорогу способом принудительной колонизации. Сибирский тракт – это местность, куда из европейских регионов России переселяли ямщиков. Кроме того, сюда сгоняли ссыльных крестьян, которых помещики сдавали в зачет рекрутов. Обживали эти территории и вольные переселенцы. Они приезжали из разных районов Сибири и России.

длина сибирского тракта
По мере развития сухопутного маршрута рос и приток в эти места переселенцев. Постепенно данные территории стали в Сибири наиболее обжитыми. Люди, переселившиеся сюда, имели правительственные льготы. На два года они были освобождены от всех существующих в те времена повинностей, кроме подушной.

Когда Сибирский тракт был окончательно построен, на крестьян из притрактовых деревень и сел правительством были возложены дополнительные обязанности по содержанию переправ и мостов, провозки военных и т. д. Подобные повинности в 40 раз превышали расходы тех же крестьян, проживавших в Российских губерниях.

Почтовое сообщение

Помимо налаживания связей с Китаем, Сибирский тракт был необходим России еще для одной цели. Без этого сухопутного маршрута невозможно было организовать государственную почтовую службу. Строительство дороги уже в скором времени оправдало все ожидания правительства. Так, если в 1724 г. почтовые отправления из Москвы в Тобольск перевозились всего один раз в течение месяца, то уже в 1734 г. – еженедельно, а спустя два десятка лет – через каждые три-четыре дня.

С целью бесперебойной организации доставки на протяжении всего Сибирского тракта было построено множество почтовых станций. Доставка отправлений при этом осуществлялась ямщиками или крестьянами.

Кандальный путь

Сибирский тракт – сухопутный маршрут, где помимо множества почтовых станций через каждые 25-40 верст находились этапы. Первые из них были построены в двадцатых годах 19 в. Согласно административной реформе, арестантские партии следовали по своему пути, разбитому на 61 этап. Распорядок движения заключенных по Сибирскому тракту регламентировался специальным документом. Это был «Устав об этапах». В нем были расписаны основные правила обустройства тюрем, порядок перемещения ссыльных партий и т. д.

Сибирский тракт – это где заключенные после двух дней пути по маршруту могли отдохнуть в пересыльной тюрьме. Служили для этих целей и этапные избы, которые находились практически на всех почтовых станциях. Расстояние в 25-30 верст за два дня преодолевали тюремные обозы, в составе которых порой бывали и подводы, перевозившие домашнее имущество. Иногда в пути следования арестант мог заболеть или умереть. Тогда его труп клали на подводу и продолжали везти следом до очередного этапа. Именно отсюда и родилась поговорка: «Доставить живого или мертвого».

сибирский тракт находится
За период с 1783 по 1883 гг. по маршруту Сибирского тракта прошло приблизительно 1,5 млн. заключенных. Были среди них и политические бунтари. Например, в 90-х годах 18 в. по этой дороге дважды доставляли А.Н. Радищева, являвшего основоположником отечественного самиздата.

Торговый путь

Построенный из Москвы до Китая тракт оживил не только международные, но и внутренние экономические отношения. На протяжении этого сухопутного маршрута действовали крупные ярмарки - Макарьевская и Ирбитская. Также благодаря тракту осуществлялись постоянные обмены товарами между разными регионами. Например, в Казанской губернии появились богатые баи, которые открывали неподалеку от дороги свои фабрики.

Благодаря Сибирскому тракту расширились экономические связи между Россией и Китаем. По этой дороге за границу доставлялась кожа и пушнина, серебро и масло, кедровые орехи и редкая рыба, гусиное мясо и многое другое. Также пользовались Сибирским трактом Голландия, Англия и Франция. По этому маршруту они транспортировали в Китай свои товары. Стоит сказать и о том, что обозы тянулись по Сибирскому тракту непрерывной цепью в течение всего года.

Появление транспортного коридора способствовало созданию в стране трех больших оружейных заводов. В их списке Пермский пушечный, Ижевский оружейный и Казанский пороховой. Свою продукцию они переправляли по тракту в центр Российского государства.

 сибирский тракт одна из самых длинных дорог в мире
Восточную часть сухопутного маршрута, находящуюся в Сибири, называют «Великим чайным путем». По нему шли караваны, доставлявшие из Китая чай. В России в конце 18 в. даже появилась новая компания «Перлов с сыновьями». Она торговала чаем, доставляя его во все регионы империи.

Состояние дороги

Путешествовать по Сибирскому тракту было крайне тяжело. Дело в том, что состояние всей дороги находилось в крайне неудовлетворительном состоянии. Описание местности Сибирского тракта встречается в воспоминаниях некоторых путешественников. По их рассказам этот путь местами выглядел как пашня, нарезанная продольными бороздами. Это значительно замедляло передвижение, в связи с чем расстояние в тридцать верст можно было преодолеть лишь за 7-8 часов.

Восточнее Томска тракт проходил по холмистой местности, но также был в крайне неудовлетворительном состоянии. Оно также вызывало нарекания со стороны путешественников, число которых постоянно возрастало. Тем не менее, несмотря на такое положение дел, дорога на протяжении тысячи километров была средством для надежного и дешевого сообщения. Поначалу ее выделяли лишь верстовые столбы, переправы, проходящие через горы и реки, гати и перелески. Затем Екатерина II распорядилась высадить вдоль тракта березы. Деревья располагались друг от друга на расстоянии 2 м 84 см (четыре аршина), защищая дорогу от снежных заносов и не позволяя путникам сбиться с пути в непогоду.

Тракт в наши дни

Московско-Сибирский сухопутный маршрут имел огромное государственное значение на протяжении практически полутора веков. Однако после открытия в 1840 годы пароходного речного движения, а также прокладки в 1890 г. в этих краях железной дороги, его использование стало осуществляться в меньших масштабах. Экономический рост России увеличил транспортные потребности страны. Это привело к решению о начале строительства Транссибирской магистрали. После его завершения в 1903 г. медленная караванная торговля перешла на новые рельсы.

сибирский тракт самая длинная дорога
Сегодня на прежнее южное ответвление Сибирского маршрута почти целиком накладывается дорога в сообщении от Казани до г. Малмыжа, а далее на Пермь и Екатеринбург. При этом бывший Сибирский тракт практически полностью реконструирован и на сегодняшний день является магистралью высшей категории. За пределами современной трассы остался, например, участок от Зура до села Дебёсы, степень сохранности которого различна. Активно используется для местных нужд лишь один его отрезок. Это маршрут от Сюрногута до Дебёсов.

На дороге Казань-Пермь имеются и другие участки Сибирского тракта, которые оказались вне границ новой автомагистрали. Их состояние различно. Одни из ранее проложенных путей поддерживаются в хорошем состоянии и используются в перевозках местного значения, другие же полностью выведены из оборота и в настоящее время зарастают.

Музей

В 1991 г. в селе Дебёсы открылся уникальный комплекс. Это музей истории Сибирского тракта. Его основная цель заключается в сохранении памяти о главной дороге между Москвой и Китаем, которая в 18-19 вв. являлась основным почтовым, торговым и кандальным путем России.

Располагается музей в здании, построенном в 1911 г. купцом второй гильдии Муртазой бай Мулюковым. В прежние времена это была казарма нижних чинов, находившаяся неподалеку от тюрьмы-этапа, где содержались заключенные между пересылками. Здание музея находится под охраной государства.

Коллектив комплекса состоит из пятнадцати сотрудников и четырех научных работников. Они охраняют и приумножают фонды музея, в которых на сегодняшний день хранится уже более трех тысяч редких книг, предметов этнографии и других экспонатов.
Экспозиции этого уникального комплекса открыты в трех залах. Их тематика:
- "Государева дорога".
- "Село на Сибирском тракте".
- "Лесные встречи".

На втором этаже здания располагаются такие экспозиции, как «История школы деревни Карадуван» и «История Сибирского тракта». Их экспонаты рассказывают о развитии почтовой связи с 1790 г. по сегодняшний день. При этом посетители могут ознакомиться с одеждой ямщиков, а также используемыми при перевозках колокольчиками, сбруей и т. д. Большой интерес у гостей комплекса вызывают дореволюционные документы, в числе которых находятся письма и карты почтово-географического округа, на которых изображен Казанский уезд. Среди экспонатов можно увидеть телефонный аппарат, изготовленный в начале 20 в., аппарат Морзе, фирменную одежду почтовых служащих периода 40-х годов 20 в., а также первый советский телевизор.

Раздел, рассказывающий об истории деревни Карадуван, оснащен краеведческими материалами, в числе которых находится рукописный Коран, личные вещи бывших владельцев купеческого дома и т. д.

Сотрудники проводят экскурсии не только по музею, но и по селу Дебёсы, а также по его окрестностям. Основной вид деятельности этого уникального исторического комплекса вовсе не коммерческий, а исследовательский и культурно-массовый.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 5
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
2
изначально тракт проходил и касаясь Курганской области и вообще вдалеке от современных дорог
Копировать ссылку
0
Сибирский тракт как река менял свое географическое положение во времени. Но в конце к концу 19 века устаканил свое русло с проходом через Пермь. При этом его старые маршруты остались и продолжали выполнять свое назначение до появления железных дорог. И сегодня Сибирский тракт в работе его основные пункты от Казани - Малмыж-Сюмси-Игра-Дебесы-Перьм-Кунгур-Екатеринбург и далее. Сегодня до сих пор специалисты профильных институтов, дорожники и власти решают вопрос где проложить новый вариант Сибир
Копировать ссылку
1
В статье много путаницы и ошибок. На карте тракт идёт село Дебёсы (Удмуртия), а в тексте упоминается город Оса (Пермская область), через который тракт никогда не проходил. Далее: упомянут Музей истории Сибирского тракта в с. Дебёсы, но почему-то при его описании говорится о деревне Карадуван (Татарстан), где, кстати, тоже есть музей, одна из экспозиций которого тоже посвящена Сибирскому тракту...
Копировать ссылку
2
На территории нашего посёлка сохранились две Екатерининские берёзы, одна правда засохла(коряга осталась), вторая живая ещё пока.
Копировать ссылку
2
Копать вдоль тракта есть смысл?
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.