"Адмирал Ушаков" (крейсер): история и характеристики

Советский Союз занимал одну шестую часть суши. Отчасти благодаря географическому положению, отчасти - технологическим возможностям, разработке судов Военно-морского флота в стране уделялось много времени. Впрочем, этим по-прежнему занимается любое крупное государство.

«Адмирал Ушаков» крейсер

Катера и крейсера, субмарины и авианосцы, легкие и крупные — списки технологических решений можно продолжать очень долго. Одним из таких стал «Орлан», или «проект 1144». Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков» — флагман проекта, который не имеет аналогов ни в одном флоте мира. Именно о нем, его возможностях, характеристиках, военных и технических данных мы поговорим в статье.

Эволюция названия

Надо отметить, что имя «Адмирал Ушаков» крейсер получил не сразу. «Адмиральские нашивки» появились уже после распада Союза — в 1992 году. Тогда он и еще 3 «Орлана» получили новые имена. При этом только один — 4-й — носит имя «Петр Великий». Первые три стали «адмиралами». Это Ушаков, Лазарев и Нахимов. При сходе со стапелей суда нарекли «Киров», «Фрунзе», «Калинин» соответственно. Четвертый крейсер сначала нарекли «Куйбышев», затем, еще до окончания строительства, он получил новое имя — «Юрий Андропов».

На сегодняшний день только «Петр Великий» состоит на службе. «Нахимов» находится на модернизации. Два первых, возможно, тоже пройдут обновление, но за «Нахимовым».

Проект «Орлан»

К идее создания корабля, каким стал впоследствии атомный крейсер «Адмирал Ушаков», пришли далеко не сразу. Первоначальные проекты датируются 50-ми годами прошлого века. Тогда было решено создать два типа кораблей — один должен был стать крейсером (проект 63), второй — кораблем ПВО (проект 81). Для обоих типов в роли силовой установки планировалось применить атомный реактор.

Затем проект 81 закрылся, и работы по обоим типам свели в одно направление. Судно должно было стать не очень большим, но иметь возможности и ПВО, и простого крейсера. К сожалению, проект 63 прожил не намного дольше, и вскоре его также закрыли.

крейсер «Адмирал Ушаков»

Возврат к «атомному» проекту наступает только в конце 60-х годов, когда Ленинградскому центральному Конструкторскому бюро поручается создание «недорогого» атомного сторожевого судна. Корабль должен иметь водоизмещение около 8000 т (для сравнения, флагман этого проекта — ракетный крейсер «Адмирал Ушаков» — получил 24000), иметь возможности не только сопровождать другие суда, обеспечивая им огневую поддержку, но и выслеживать, а при необходимости и уничтожать суда вероятного противника. Одной из основных «фишек» должна была стать неограниченная дальность плавания. Первоначальный проект предполагал построить около 40 таких судов, но, как выяснилось, промышленность просто была не готова выпустить судно такого водоизмещения, не говоря уже о его возможной цене.

«Фугас» + «Орлан»

Несмотря на эти несостыковки, проект 1144 получает зеленую улицу. Разрабатываются атомные, артиллерийские установки, торпедные аппараты и даже беспилотный вертолет. Стоит отметить, что разработки этих летательных аппаратов в Союзе начали задолго до того, как эта идея осенила американцев. Впрочем, вертолета судно так и не увидело. Зато происходит другой, не менее важный момент для тогдашнего «Кирова» (впоследствии «Адмирал Ушаков»). Крейсер переходит из разряда «судно слежения» в разряд «противолодочный корабль».

атомный крейсер «Адмирал Ушаков»

Дело в том, что параллельно «Орлану» шла разработка сугубо ударного судна, проект которого получил кодовое название «Фугас» (или «изделие 1165»). И в мае 1971 года, когда для обоих судов уже шла разработка оружия, проекты соединяют. Будущий корабль получает лучшие варианты вооружения, до этого разрабатываемые для каждого типа.

Спуск на воду

Спустя год после слияния проектов военным представляется окончательный вариант. Затем в марте 1973 г. на Балтийском заводе им. Орджоникидзе закладывается головной крейсер. В окончательном варианте проекта было запланировано 5 судов, 4 из которых построили. Но следует отметить, что четвертое судно - «Петр Великий» - сразу получило несколько отличий от своих собратьев. В частности, у него большая автономность плавания, улучшенное противолодочное и гидроакустическое оружие, более современные крылатые ракеты.

ракетный крейсер «Адмирал Ушаков»

Спустя 4 года, в предновогодние дни 1977 г., тяжелый атомный крейсер «Адмирал Ушаков» был спущен на воду и зачислен в ВМФ Советского Союза. Этот год ознаменовался для проекта «Орлан» еще одним событием. Именно тогда в ВМФ вводится новая классификация, и «Киров» из разряда простого противолодочного корабля становится тяжелым атомным ракетным крейсером.

Описание и конструкция

Во времена проектирования, а потом постройки корабля широкое распространение в мире получили композитные материалы. Потому развитые надстройки плавсредства в основном созданы из алюмо-магниевых сплавов. Большая часть вооружения установлена в кормовой и носовой частях. Дополнительные бронещиты закрывают машинное отделение, погреба боезапаса, и практически все важные посты судна «Адмирал Ушаков».

атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков»

Крейсер имеет удлиненный полубак и двойное дно на всю длину судна. Надводная часть насчитывает пять палуб (также на всем протяжении корпуса). В задней части - подпалубный ангар, рассчитанный на постоянное нахождение трех вертолетов. Там же сконструирован подъемный механизм и предусмотрены помещения для хранения всех необходимых для полетов материалов. В отдельном отсеке находится подъемно-опускная система выпуска антенны комплекса «Полином».

Строительство такого корабля выдвигало очень большие требования к возможным заводам-изготовителям. Во-первых, в окончательном проекте судно получало водоизмещение больше 24 000 т. Во-вторых, максимальная длина корпуса должна была составить более 250 м. Имелся еще целый ряд требований, которым смог удовлетворить только один завод в Союзе — Ленинградский.

Вооружение

Прежде чем говорить о вооружении, стоит отметить, что атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков» должен был наносить удары по корабельным авианосным группам противника, выслеживать и уничтожать подводные суда, и, конечно, обеспечивать противовоздушную и (в будущем) противоракетную оборону своих территорий. Исходя из всех перечисленных задач, судно получило целый список всевозможного оружия. Так как для подробного описания каждого типа потребуется не одна статья, придется ограничиться кратким характеристиками.

Основное ударное вооружение представлено системой «Гранит» - противокорабельным ракетным комплексом, расположенным в носовой части. Включает 20 ракет, максимальная дальность полета 550 км, боевая часть - атомная. 500 кг боеголовка.

тяжелый атомный крейсер «Адмирал Ушаков»

Зенитное вооружение — ракетный комплекс «Форт». Крейсер имеет 12 барабанных установок по 8 ракет в каждой. Кроме воздушных целей можно поражать суда противника классом до эсминца. Запуск двигателей ракеты происходит уже после выпуска ее из установки, что обеспечивает взрыво- и пожарозащиту корабля. Дальность полета — 70 км (ограничена системами управления на судне).

Противолодочное оборудование включает ракетный комплекс «Метель» — 10 ракето-торпед. Дальность стрельбы — до 50 км, глубина поражения — до 500 м. Кроме этой системы используются два пятитрубных торпедных аппарата.

Также на палубе находится большое количество малых пушек, орудий и небольших шестиствольных пулеметов.

Служу отечеству

Среди множества учений и боевых заданий, на которые выходили «орланы», стоит особо отметить одно, в котором участвовал именно «Адмирал Ушаков». Крейсер находился в наших водах, когда в декабре 1983 года корабли НАТО, выступив на стороне Израиля, начали военные действия против Сирии и Ливана — союзников СССР. Судно получило приказ идти в Средиземное море. Вот тут начинается курьез. Когда оно вошло в те воды, и до точки назначения оставалось чуть меньше суток, корабли НАТО тут же прекратили огонь и сбежали в островную зону. Приближаться ближе чем на 500 км к «Ушакову» американцы так и не рискнули.

Казнить нельзя помиловать

Фраза из старой сказки, приведенная выше, очень хорошо описывает ситуацию с судном на заре нового века. В 1989 году, когда крейсер шел на задание, сломался главный редуктор. Дальше начинаются проблемы с главной энергетической установкой, и в 1991 году капитан получает приказ: должна произвестись постановка на ремонт. Судно становится на стоянку, но в течение последующих лет происходит только одно важное событие — переход плавсредства в ВМФ России и переименование в тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков». Модернизация и средний ремонт начинаются только к 2000 году.

тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков»

Дальнейшая судьба полностью соответствует старой сказке — все зависит от того, где стоит запятая. За 20 лет (с момента постановки на стоянку) эта запятая несколько раз меняла свое положение. То модернизация, то утилизация, затем новое решение и даже возврат в состав ВМФ, но и это не окончательно. Что будет дальше, и выйдет ли в море «Адмирал», пока неизвестно.

Заключение

Один из немногих судов в ВМФ России крейсер «Адмирал Ушаков» может похвастаться силовой установкой на основе ядерного реактора. Даже сегодня в мировом флоте нет корабля, по огневой мощи сравнимого с «Ушаковым». Появление флагмана на горизонте во многих случаях кардинально меняло расстановку сил в некоторых ситуациях, и будет очень жаль, если судно такого класса просто пустят на металлолом.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.