Структура волевого акта в работах отечественных психологов

Изучению проблемы воли посвящены труды многих зарубежных и отечественных психологов. Среди последних над данным вопросом трудились такие исследователи, как С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, В. А. Иванников.

Виды действий человека

Чтобы разобраться, что такое структура волевого акта, необходимо дать определение самому понятию воли. Воля – это умение человека управлять своим поведением, несмотря на внешние и внутренние трудности, которые противостоят его контролю. Дело в том, что все совершаемые человеком действия могут быть разделены на две большие категории: произвольные и непроизвольные. К последней группе относятся те, которые протекают без участия контроля со стороны сознания: например, инстинкты, заложенные природой, безусловные рефлексы или же поступки, совершаемые в состоянии сильного эмоционального возбуждения (аффекта). Произвольные действия – это те, которые человек выполняет, опираясь на собственные решения: они продиктованы его волей и реализуются при участии сознания.

Алгоритм С. Л. Рубинштейна

Структура волевого акта, разработанная отечественным ученым С. Л. Рубинштейном, включает в себя несколько стадий. Начальный этап – это непосредственно побуждение к выполнению действия, он включает в себя первичную постановку цели. Вторая стадия присутствует не в каждом случае. Ее характерной особенностью является борьба мотивов. Человек субъективно оценивает возможные потери, которыми могут быть чреваты различные алгоритмы действий. Третий этап – переломный. Это принятие окончательного решения. Последняя стадия по С. Л. Рубинштейну – это исполнение.

Однако некоторые исследователи добавляют в эту схему еще несколько промежуточных этапов. Структура волевого акта будет включать в себя преодоление трудностей в процессе достижения цели, а также положительное подкрепление, после того как цель была достигнута.

Еще один немаловажный компонент волевой регуляции

Однако структура волевого акта в психологии представляет собой не только алгоритм действий, который описывает реализацию того или иного варианта поведения. При наличии определенных преград к достижению цели возможность управлять своим поведением во многом зависит от того, насколько развиты у человека определенные черты характера. К ним относят самообладание, решительность, силу воли, настойчивость и смелость. Поэтому некоторые исследователи особое внимание уделяют и другим составляющим, которые имеет структура волевого акта. Например, большое влияние на поведение человека в тех или иных ситуациях оказывает когнитивный компонент.

Опыт А. В. Запорожца

Очень интересное исследование, демонстрирующее силу этого воздействия, было проведено А. В. Запорожцем. Испытуемым было дано задание поднимать тяжелые гири. Вся выборка была разделена на три группы.

В первую входили те испытуемые, которые должны были просто выполнять задание, без каких-либо дополнительных инструкций или объяснений.

Участникам второй группы было сказано, что, поднимая тяжелые веса, они должны установить свой личный рекорд.

И наконец, третья группа состояла из тех, кому дали необычное объяснение этого задания. Им было сказано, что, поднимая гири, они таким образом производят электрическую энергию для снабжения города.

Так было открыто еще одно существенное дополнение, которое имеет структура волевого акта в психологии. Пример показал: для осуществления того или иного действия решающее значение имеет смысл этого действия. Иными словами, исследователем был открыт когнитивный компонент волевой регуляции.

Прикладной характер исследований воли

Структура волевого акта в психологии – это прикладная область исследований. Результаты, полученные учеными, могут применяться в самых разных жизненных областях. Это психология труда, спорта, обучения, семейная психология. Результаты, полученные учеными, могут использоваться как профессионалами в консультировании, так и теми, кто интересуется вопросами воли и мотивации.

Интересное заключение было сделано отечественным исследователем В. А. Иванниковым. В своих работах ученый показывает: побуждение к действию включает в себя не только изначальный дефицитарный мотив. Волевая регуляция осуществляется также при формировании дополнительной мотивации, той, которая могла и не существовать изначально, когда субъект только решался предпринять то или иное действие.

Опыт А. И. Липкиной: волевая регуляция и образовательные процессы

Во многом показательное открытие было сделано А. И. Липкиной. Оно связано с особенностями процесса обучения. В ее исследованиях также особое место занимала структура волевого акта в психологии. Кратко опыт Липкиной состоит в следующем. Тех учеников, которые имели плохую успеваемость в школе, просили какое-то время брать шефство над еще более слабыми учениками. Перейдя из одной роли в другую, эти ученики начинали получать лучшие отметки, демонстрировать большее желание учиться.

Негативные волевые качества

Но помимо положительных черт характера к области исследования воли относятся также и отрицательные волевые качества. К ним относятся упрямство, податливость и импульсивность. Упрямство имеет очень малое отношение к процессам волевой регуляции поведения. Оно связано с неадекватным восприятием реальности. Импульсивность – это поведение, обусловленное эмоциями, которое всегда необдуманно и реализовано в спешке. Податливость является синонимом конформности: человек, обладающий этим качеством, легко меняет свое решение, поддавшись влиянию чужого мнения.

Комментарии