В фотографии принято считать, что экспонирование – это процесс облучения светом какого-либо светочувствительного элемента в фотоаппарате. В этом качестве может выступать как матрица (для современных аппаратов), так и фотопленка (для пленочных).
Правильная установка экспонирования влияет на то, какое количество света попадет на элемент – и в зависимости от этого будет получен тот или иной результат. Важно не переборщить с экспонированием, поскольку слишком большое количество света приведет к засвеченному изображению, а слишком малое не позволит отрисовать объект - в результате может получиться и вовсе темный кадр.
На количество света, попавшего на чувствительный элемент, влияют размер диафрагмы, непосредственно светочувствительность самого элемента и экспонирование. Это все неизбежно отразится на конечном результате съемки.
Что такое экспонирование и наложение
Экспонирование с наложением дает интересный эффект: на одном и том же кадре появляется изображение сфотографированных в разное время предметов. Этот прием хорошо был знаком пленочным фотографам старой школы, однако при помощи современных цифровых камер его реализовать крайне трудно, а экспонирование и совмещение для дешевых «мыльниц» - и вовсе непосильная задача.
Проделать этот прием можно сегодня различными способами:
при помощи пленочных фотоаппаратов;
прибегнув к цифровой технике;
программными методами на компьютере.
Цифровые камеры
Лишь в немногих современных «цифрах» имеется функция наложения двух или более кадров. Такие аппараты позволяют снимать в «зеленом» режиме, то есть в полностью автоматическом. И в этом случае можно даже не иметь никакого представления о том, что такое экспонирование. Это также возможно сделать и с использованием «навороченных» смартфонов последнего поколения.
А вот даже с помощью довольно дорогих цифровых «зеркалок» и тем более «мыльницами» такой прием, как двойное экспонирование для наложения двух или более кадров в одном, осуществить нельзя.
Пленочные камеры
Установка совмещения и экспонирования на пленку требует от фотографа определенных знаний, навыков и умений. Порядок действий при этом будет следующим:
делается первый кадр со всеми необходимыми параметрами – выдержка, диафрагма и прочее;
затем пленка проматывается ровно на один кадр назад (это возможно не во всех фотоаппаратах);
делается второй снимок с таким прицелом, чтобы все элементы второго кадра точно легли на элементы первого. Это требует точного глазомера и большого опыта от фотографа;
важный момент: чтобы избежать пересвета пленки, нужно второй кадр несколько «недодержать», установив выдержку немного меньше, чем при обычных условиях.
Далее пленка проявляется и отпечатывается традиционным способом.
В качестве эксперимента можно также просто «отщелкать» сначала всю пленку, а потом смотать ее обратно в катушку и снова отснять. Порой при этом получаются действительно интересные кадры.
Подобного эффекта можно также достичь, если во время фотопечати поместить в аппарат сразу две пленки – один кадр при этом будет накладываться на другой.
Программным методом
Наконец, все перечисленное можно проделать и на компьютере во многих графических редакторах. Например, во всем известном «Фотошопе». И для этого даже не нужно знать, что экспонирование – это то, что связано со светом и фотоэлементами.
Порядок действий будет следующим:
открывается первый файл;
затем методом перетаскивания в том же самом окне открывается второй файл, для которого необходимо применить наложение;
при необходимости можно изменить размеры второго кадра, осуществить вращение специальными маркерами по краям слоя второго изображения;
затем стоит поиграть параметрами наложения и прозрачности слоя в диспетчере слоев справа.
Никто не спорит, что современные программные «инструменты» позволяют добиться качественных и креативных фотографий, но профессионализм фотографа еще рано списывать. Порой удачно выбранные кадры и большой опыт съемки творят поистине шедевры.